Журнал дошкольная педагогика. Журнал дошкольная педагогика Сборник статей по дошкольному образованию
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
Тема
«КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия
Владимировна
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, 7 каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой . Напомним, впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа: - гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; - развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; - дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; - деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада. Эти принципы, в основе своей, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, и могут быть основополагающими для оценки качества современного дошкольного образования. В середине 90-х годов XX века Министерством образования РФ был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448), в котором были сформулированы основные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению воспитательно- образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру 8 взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процессе государственной аттестации дошкольных учреждений, данный стандарт так и не был принят официально. Во второй половине 90-х годов XX века в русле различных теорий управления активизируется разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образования как на уровне дошкольного образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. В это время исследователями проблем дошкольного образования (Л.Л. Иванова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.) выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых, в первую очередь, зависит его качество: финансирование ДОУ, содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием, актуальность коррекционного образования дошкольников), кадровое обеспечение ступени дошкольного образования, формирование предметно-развивающей среды детского сада, педагогическая культура коллектива как условие достижения качества образования, положительная мотивация детей и их родителей, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др. Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов. 9 Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Для определения понятия «качество дошкольного образования» необходимо было первоначально определить сами понятия «качество», «образование», «качество образования». В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Так, если в «Педагогической энциклопедии» (1966г.) образование определялось как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков», то в «Российской педагогической энциклопедии» (1999г.) образование определяется уже «как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли. Таким образом, по мнению О.Е. Лебедева (2002г.), образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия. Т.11. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 3. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26. 4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655. 5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 14 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Майер
Название — Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Аудитория: работники сферы дошкольного образования, родители
Периодичность: 10 номеров в год. Выходит ежемесячно, кроме июня и июля.
Объем: 80 стр.
Издательский дом: Детство-Пресс
Сайт издательства: www.detstvo-press.ru
Оформить подписку:
— 83043 — Роспечать,
— 12816 — Почта России,
— ИД Экономическая газета — 43631.
Описание:
Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА выпускается с 2000 года.
В подготовке номеров принимают участие сотрудники ведущих педагогических заведений Санкт-Петербурга и Комитета по образованию города.
- Здоровье наших детей
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Коррекционная педагогика
- Семейный круг
- Психологическая служба
- Управление ДОУ
- В копилку педагога
- Музыкальная шкатулка
- Отрывные странички
- Юридическая служба
Журнал дает практические советы по воспитанию детей. Собрано много практического материала: конспекты занятий, подборки игр, музыкальные сценки, спектакли. Для наглядности восприятия практический материал приведен на цветных вкладках.
Каждый найдет себе рубрику по интересу. В рубрике «Дошкольная академия» приводятся результаты экспериментальной работы с детьми раннего возрата. Рубрика «Методический кабинет» предлагает рекомендации по формированию у дошкольников навыков социального общения. Рубрика «Семейный круг» поможет привлечь родителей к коррекционной работе с детьми, в частности в сфере логопедии.
- >>>
- >>>
Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г.
В Министерстве образования Российской Федерации
Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования // № 3. - С. 4.
Арапова-Пискарева Н.О Федеральном перечне учебных пособий до дошкольному образованию на 2000/2001 учебный год//№8.с.8.
Болотов В. Информационное письмо «О каталоге-справочнике «Дошкольное образование в России» // № 6. - С. 158.
Всероссийское совещание по проблемам преемственности дошкольного и начального образования» // № 5. - С. 149.
Ерофеева Т. Образовательая работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности // № 7. - С. 78.
Инструктивно-методичекое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения // № 5. - С. 145.
Оверчук Т. Информация // № 4. - С. 2.
О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы // № 10. - С. 32.
Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // № 7. - С. 73.
Соловьева Е. Информационное сообщение о координационном совещании // № 2. - С. 2.
Стерки на Р. Планы на 2000-й // № 1. -С. 4.
К 55-летию Великой Победы
Великая Победа // № 5. - С. 2. Степанов В. Стихи к Дню Победы // № 5. - С. 9.
Токмакова И. Неувядаемая дата // № 5. - С. 4.
Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?..» // № 5. - С. 6.
РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ
Аксенова З. Если б у меня были деньги // № 5. - С. 89.
Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях/№ 6.с. 37
Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // № 1. - С. 6.
Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные // № 7. - С. 38.
Быкова Н. Вот как мы умеем // № 5. - С. 51.
Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим... о природе // № 7. - С. 8.
Веселова Е. Поход в Архангельское // № 5. - С. 55.
Видра Диана. Он всегда ко мне возвращается... // № 1. - С. 11.
Волобуева Л. Украсить педагогический процесс // № 10. - С. 66.
В царстве орнитологии // № 7. - С. 21.
Габова М. Знакомство детей с геометрическими фигурами // № 9. - С. 2.
Гаранина Н., Гордеева Н. Сразу привлекли внимание // № 10. - С. 67.
Русакова М. Гостей надо принимать умеючи // № 1. - С. 17;
Подарки для мамы // № 2. - С. 25;
Игрушки-скульптуры // № 5. - С. 58;
Поделки из поролона // № 12. - С. 19.
Дмитрусева Г. Рисуем маслом // № 11. - С. 2.
Доскин В., Печора К. Рисунки детей. Психологичекий анализ // № 12. - С. 15.
Иванова В. Выбор профессии по обстоятельствам тоже может быть счастливым // № 6. - С. 64.
Ильчук Н. Несправедливо забытая «Елка» // № 5. - С. 25;
Книга в подарок // № 10. - С. 23.
Кабанова Э., Соловова Л. Здоровье без лекарств // № 7. - С. 24.
Карельская Е. «Веселые прописи» // № 2. - С. 17; № 4. - С. 61; № 8. - С. 28.
Костю к И. Гармоническая атмосфера Монтессори. Лечебное воздействие // № 11. - С. 47.
Куцакова Л. Ванька-Встанька // № 1. - С. 21.;
Аппликации из конфетти и серпантина // № 2. - С. 28;
Для будущих архитекторов // № 8. - С. 24;
Подушки под ушки // № 10. - С. 20.
Леонова Е., Тетенькина Е. «Сложи узор» // № 4. - С. 16.
Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // № 3. - С. 80; О формах и организации работы по развитию речи // № 11. - С. 49.
Медведева Л. А мы ходили в гости! // № 5. - С. 124.
Мирясова В. Лесной пожар // № 7. - С. 51.
Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // № 6. - С. 48.
Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки // № 3. - С. 103.
Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения // № 10. - С. 42.
Козлова С. Чему и как мы учим студентов // № 3. - С. 23; Новый предмет в учебном плане // № 3. - С. 35.
Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // № 3. - С. 46.
Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования // № 3. - С. 40.
Курочкина И. Дошкольники и этикет // № 3. - С. 54.
Нисканен Л. Им работать в XXI веке // № 3. - С. 18.
Реуцкая Н. О новых подходах к подготовке управленческих кадров // № 3. - С. 27.
Рылеева Е. Осваиваем технологию социального развития дошкольников // № 3. - С. 37.
Рябов В. Университету - быть! // № 3. - С. 11.
Савка Л. Дети и взрослые в мире современных игрушек // № 3. - С. 74.
Федотова С. Слово аспирантам // № 3. - С. 62.
Широкова Г. Дошкольное образование в Москве в XX столетии и на рубеже XX-XXI веков // № 3. - С. 13.
Работаем по программе «Радуга»
Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // № 1. - С. 38; № 2. - С. 40; № 3. - С. 78.
Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми пяти-шести лет // № 1.- С. 34; № 2. - С. 38; № 4. - С. 8;
с детьми 6-7 лет // № 5. - С. 10; № 6. - С. 2; № 7. -С. 64; № 8. - С. 36; № 9. - С. 58; № 10. -С. 34; № 11. - С. 15; № 12. - С. 2.
Соловьева Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2 - 4,5 года) // № 8. - С. 38; № 9. - С. 61; № 10. - С. 38; № 11. - С. 20; № 12. - С. 5.
Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования
Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // № 3. - С. 108.
Ихсанова С. «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта // № 4. С. 69.
Карельская Е. Использование символов в работе над звуками // № 1. - С. 23.
Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // № 8. - С. 60.
Сергеева Т. Логопедические сказки-помощницы // № 10. - С. 54; № п. - С. 35.
Щеповских Е. Развитие мелкой моторики // № 5. - С. 61.
Детский сад и семья
Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // № 1. - С. 48; О вос-питании // № 6. - С. 60.
Ашикова С. Школа от рождения // № 8. - С. 18.
Гербова В. Музей книги // № 4. - С. 51.
Гончарова Н., Смирнова И. Семью семь // № 4. - С. 48.
Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // № 6. - С. 54.
Гриценко 3. «Положи свое сердце у чтения» // № 4. - С. 41; № 5. - С. 65.
Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // № 1. - С. 41; № 2. - С. 44.
Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // № 3. - С. 87;
Защита прав и достоинств маленького ребенка // № 9. - С. 64.
Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития // № 8. - С. 11.
Любина Г. Как учить стихи... играючи // № 1. - С. 56.
Михайлова А. Перечитаем заново // № 5. - С. 74.
Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // № 11. - С. 53.
Павлова Л. Большие заботы о самых маленьких // № 12. - С. 30.
Радченко Р., Занина Т. Гуманитарный центр «Театр» // № 1. - С. 51.
Фигдор Гельмут. История Саши и Симона // № 2. - С. 50.
Чуканова 3. «Дайте, пожалуйста...» // № 2. - С. 64.
Юртайкин В., Жиянова П. Семейный педагог... Каковы его функции? // № 3. - С. 91.
В помощь старшим воспитателям и заведующим
Орлик Н. Тематический контроль в детском саду // № 1. - С. 59.
В помощь детскому практическому психологу
Шаграева О. Родительский университет: изучаем психологию семьи // № 3. - С. 57.
Прочитайте детям
Николаева Т. Невыдуманные истории // № 2. - С. 100; Родная природа // № 7. - С. 54.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // № 12. - С. 60.
БелошистаяА. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // № 2. - с. 69.
Давидчук А. Разновозрастная группа: планы-конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 3-5 лет // № 4. - С. 78;
Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений // № 8. - С. 69.
Комарова Т. Е. И. Чарушин: замечательный художник и писатель // № 7. - С. 90.
Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // № 1. - С. 64;
Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях // № 4. - С. 93.
Куликова Т. Учите детей трудиться! // № 7. - С. 101.
К юбилею академика Поддьякова // № 2. - С. 83.
Павлова Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина // № 7. - С. 82.
Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // № 11. - С. 58.
Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // № 7. - С. 98.
Поддьяков Н. Доминирование процессов интеграции - закон развития детей дошкольного возраста // № 1. - С. 73.
Поздравляем юбиляра // № 6. - С. 102.
Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов // № 5. - С. 80.
Сорокова М. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики // № 10. - С. 70; № 12. - С. 48.
Токмакова И. Может, нуль не виноват? // № 2. - С. 79; № 4. - С. 86.
Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему // № 6. - С. 92; № 9. - С. 68.
Цветтлер-Отте С. Пиноккио - от деревянного сорванца к живому ребенку // № 3. - С. 112.
Шатова А. Вне творческого труда нет созидания // N° 7. - С. 95.
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
Агарева Е. «Ведь это счастье писать для детей» // № 1. - С. 79.
Александрова Е. Мороз Иванович // № 11. - С. 81.
Василькова Н. Владимир Приходько: «Вот когда я взрослым стану» // № 7. - С. 107.
Дмитриева Г., Рыбалова И. Примерные конспекты занятий по произведениям Пушкина // № 2. - С. 109;
Конспекты занятий по произведениям А. С. Пушкина // № 6. - С. 87.
Добрынина Н. Первый в жизни музей // № 6. - С. 73.
Комарова Т. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка»: занятие по рисованию // № 1. - С. 86.
Лучше лета приятеля нету // № 7. - С. 110.
Приходько В. Любит... и все // № 8. - С. 80;
Есенин в окружении детворы // № 9. - С. 77;
Он любил слово «блеск» // № 10. - С. 79;
Магия Чарской // № 12. - С. 77.
Рождественская Н. Красный камешек. Ах, сколько на свете детей! // N° 8. - С. 83;
И. Бунин: времена года. С волшебной птицей поэзии // № 10. - С. 85;
Литературный утренник. На край света // № 12. - С. 86;
Разыгрываем сказку. Царевна Льдинка // № 12. - С. 87.
Светлов А. Край любимый! // № 9. - С. 82.
Светлова Г. Уральских сказок мастер // № 4. - С. 103;
Поэт и его дети // № 6. - С. 78.
Степанов К. Пушкин: истоки творчества // № 2. - С. 105.
Токмакова И. Самое прекрасное из искусств // № 3. - С. 119;
Поиграйте с ребятами в сказку! // № 5. - С. 111;
Слово к взрослому читателю // № 11. - С. 65;
Здравствуй, зимушка-зима//№ 11. - С. 71.
Чарская Лидия. Что было девять лет назад. Отрывок из повести «Сибирочка» // № 12. - С. 84.
ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ
Антонова А., Найбауэр А. Самостоятельная работа студентов на учебных занятиях по этикету // № 12. - С. 98.
Афонькина Ю. Первые шаги в мире психологии // № 9. - С. 88;
Детская практическая психология: стратегия построения семинарских и лабораторных занятий // № 11. - С. 94.
Козлова С, Кожокарь С. «Хочу быть... дворником, нет, лучше изобретателем!» // № 10. - С. 103.
Кондратенко Н. От чувств к знанию // № 4. - С. НО.
Латышева Н. Факультет переподготовки и повышения квалификации // № 5. - С. 90.
Л ютов а Т. Приглашаем к разговору // № 12. - С. 100.
Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка // № 7. - С. 150.
Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // № 4. - С. 114.
Плюхи н В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве // № 7. - С. 153.
Поздняк Л. Подготовка педагогов нового поколения // № 2. - С. 86.
Полякова А. Подготовка педагога дополнительного образования // № 6. - С. 124.
Прохорова Г. Сделать правильный выбор // № 1. - С. 93.
Сильченко М. Размышления на тему: «Почему я выбрала профессию воспитателя» // № 5. - С. 91.
Слепцова В. Обращение к педагогам, настоящим и будущим // № 9. - С. 90.
Усольцева Т. Психолого-педагогический практикум // № 1. - С. 97.
В КРУГУ СЕМЬИ
Галигузова Л. Застенчивый ребенок // № 4. - С. 116.
Леонтьева О. «Я сам» // № 3. - С. 130.
Павлова Л. У истоков материнства // № 3.- С. 126;
Наш патронаж // № 5. - С. 96;
Мамина школа // № 6. - С. 105; № 7. - С. 121; № 10. - С. 89.
Пику лева Н. Ой, люшеньки-люшки! // № 5. - С. 100.
Сивоконь С. Играя, учимся // № 9. --С. 95.
Степанов В. «Я вижу ее доброй...» // № 9. - С. 93.
Теп люк С. Агентство для гувернеров и заказчиков // № .6. - С. 110;
Какая твоя мама? // № 8. - С. 90;
Знакомим малышей со счетом // № 11. - С. 85.
Из Центра Венгера
Варенцова Н. К вопросу обучения грамоте одаренных дошкольников // № 8. - С. 51.
Горшкова Е. Учите детей общаться // № 12. - С. 91.
Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // № I. - С. 100; № 2. - С. 91.
Смыслова В. Работаем по программе «Развитие» // № 8. - С. 57,
ЗА РУБЕЖОМ
Видра Диана. «Педагогические духи» доктора Фигдора // № 12. - С. 101.
Протасова Е. 10-летняя «Калинка» и волшебный дуб Пушкина // № 4. - С. 124.
Сорокова М. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // № 1. - С. 108.
НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
Ладодо К., Дружинина Л. Организация питания в детских дошкольных учреждениях // № 1. - С. 88;
Особенности питания детей в летний период // № 6. - С. 118.
Окунев И. От сигареты до СПИДа один шаг // № 5. - С. 93.
Юридическая консультация // № 6. - С. 121; № 9. - С. 91; № 10. - С. 98; № 11. - С. 91.
ЛИТЕРАТУРА - ДЕТЯМ
Агапова И. Загадки // № 7. - С. 81.
Берестов В. Веселое лето // № 5. - С. 141.
Бредис В. Стихи // № 7. - С. 149; № 8. - С. 88; № 11. - С. 123.
Жданова В. Стихи // № 1. - С. 156.
Капьяр А. Считалка // № 3. - С. 79.
Лагздынь Г. Стихи // № 1. - С. 13, 33, 77, 126, 150, 159; № 2. - С. 82, 85, 90; № 3. -С. 76, 111.
Синявский П. Стихи // № 6. - С. 142, 155; № 10. - С. 41, 77; № Ц. - С. 84.
Степанов В. Стихи // № 1. - С. 140; № 3. - С. 135; № 10. - С. 88; № 11. - С. 46, 64;
Природоведение // № 3. - С. 134; № 4. - С. 122; № 5. - С. 104; № 6. - С. 116; № 7. -С. 123; № 8. - С. 100.
Уражцев В. Неисправимый // № 6. - С. 18.
МУЗЫКА И ДЕТИ
Арсеев И. Кто нас крепко любит // № 2. - С. 156.
Арсеев И., Черницкая И. Вот они какие //№ 1. - С. 154.
Асеева В. Прогулка в летнюю и зимнню сказки // № 1. - С. 133.
Бартова О. Теремок-холодок // № 3. - С. 139.
Виноградова Л. Феи в гости к нам пришли // № 2. - С. 122.
Гарусова Л. Сюрпризный момент к осеннему празднику // № 10. - С. 119.
Гераскина Л. Занятия по театрализованной деятельности // № 8. - С. 106.
Глазкова Н. Веселая песенка // № 10. - С. 123.
Давыдова М. Волшебные ведра, петух и ручеек // № 2. - С. 117;
Светлый девичий праздник Троица // № 4. - С. 141.
Дементьева Л. Счастливый случай. Юморина // № 2. - С. 136.
Демкина Г. Осенний праздник // № 9. - С. 113.
Джеро Н., Якубова М. Сказочный, волшебный праздник // № 11. - С. 120.
Елинек В., Кондратьев А. Рядом мама // № 2. - С. 157.
Елисеева Н., Быкова К. Весна // № 3. - С. 151.
Жарких Л. День искусств // № 5. - С. 131.
Залесский В., Пушкин А. Зимняя дорога// № 11. - С. 114.
Залесский В., Ладонщиков Г. Здравствуй, зимушка-зима // № 12. - С. 116.
Зильберман Полина. Похищение Снегурочки // № 10. - С. 113.
Кирсанова Т. Игрушки для елки // № 12. - С. 107.
Киселев Б., Соловьева Н. Построю дом // № 1. - С. 157.
Кондратенко П., Миронова Л. Где же Ваня? // № 2. - С. 155.
Коренева Т., Коренев С. Белоснежка и семь гномов // № 8. - С. 113.
Кошмина И. Сказка о добрых песнях // № 6. - С. 129.
Крылова Г. Скоро в школу // № 4. - С. 131.
Кузнецова Е. Теремок из сказки // № 8. - С. 103.
Куликова Н., Ястребова С. «Волшебный музыкальный цветок» // № 3. - С. 142.
Лабзина Н. Веселье и труд рядом живут // № 4. - С. 144.
Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию // № 1. - С. 121.
Муравьева О., Михайлова М. Пришла коляда накануне Рождества // № 1. - С. 127.
Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // № 6. - С. 143; № 7. - С. 137; № 8. - С. 120; № 9. - С. 118.
Николаев Ю. Русский плавный // № 5. - С. 143.
Одна, но пламенная страсть // № 8. - С. 111.
Олифирова Л. Сказки уральского лета // № 7. - С. 125;
Новогоднее поздравление // № 11. - С. 115;
Игра «Снежинки, летайте» // № 11. - С. 119.
Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // № 11. - С. 110.
Парцхаладзе М., Соловьева Н. Апрель // № 4. - С. 158;
Плаксы-сосульки // № 5. -С. 129;
Кто построил радугу? // № 6. - С. 154.
Протасов М., Степанов В. Подарок маме // № 2. - С. 158.
Протасов М., Шкловский Е. Ты не бойся, мама // № 4. - С. 155.
Протасов М., Орлов В. Рисунок // № 5. - С. 142.
Рогаткина Т. Скоморох Тимошка // № 1. - С. 141.
Синявский П. Рождество Христово // № 12. - С. 118.
Соловьева Н. О друге // № 5. - С. 127.
Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество // № 1. - С. 113;
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» // № 5. - С. 133; № 9. - С. 101.
Циркова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-целостного восприятия искусства // № 4. С. 127.
Чурилова Э. Осень // № 10. - С. 122; Двенадцать месяцев // № 11. - С. 99.
Шаинский В., Салибов Б. Для чего нам ссориться? // № 6. - С. 134.
Шапиро Б., Приходько В. Едут сани // № 7. - С. 120.
Шарипова Е. Чистый звук «Камертона» // № 10. - С. 116.
Шилинская Т. Папа, мама, я - читающая семья. Нам вместе весело // N° 3. - С. 147.
Юдина С. Игра «Замри на месте». Песня Снеговика // № 1. - С. 151;
Добрая волшебница // № 3. - С. 153;
Закончился праздник //№ 4. - С. 154;
Осень пришла. Осенняя песня // № 10. - С. 120.
Юдина С, Ковальчук Л. Здравствуй, милая весна! // № 4. - С. 157.
Нам пишут
Барабанчук О., Ершова И., Берман Л. Использование моделей и схем в экологическом воспитании детей // № 10. - С. 126.
Белова Л. Приходи к нам, малыш! // № 1. - С. 106.
Воскобойник И. Муравленко - Город Детства // № 12. - С. 120.
Гриценко 3. Лидер или подвижник? // № 6. - С. 159.
Замкина Н. Светить всегда... // № 10. - С. 125.
Кузьминова Ф. Лечебная педагогика // № 11. - С. 124.
Мигеева Л. О преемственности между детским садом и школой. Размышления, поиски, решения // № 5. - С. 158.
Рухленко Н. Восстановим непреходящие ценности // № 3. - С. 155.
Информация
Денисенкова Н., Пороцкая Е. Международная психологическая конференция // № 3. - С. 107.
Комиссарова Л. Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы дошкольного образования 21 века» // № 7.с. 155
Реализация Концепции дошкольного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Кемеровской области // № 6. с. 156
Соловьева Е. Восьмые Рождественские образовательные чтения // № 3. - С. 158.
Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.
Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте , приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Дошкольное воспитание детей: два направления
Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое - подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе - развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.
Воспитание дошкольников: подготовка к школе
Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.
- 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
- 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
- 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
- 4. Присущи ли ребенку различные интересы?
Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - значит, необходимо подержать их в этом стремлении.
Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?
Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию , допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.
Что нужно делать в дошкольном воспитании?
Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.
Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика
Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.
Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.
Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» - нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.
Дошкольное воспитание детей , их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.
Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.
А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.
Особенности психологии дошкольников
Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.
Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.
Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6
Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает - попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).
Дошкольное воспитание детей 6 лет
Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.
Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.
Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?
Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении , иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.
Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они - оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.
Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.
Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.
Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов
Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.
Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:
– запирать его одного в комнате;
– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);
– бить (по лицу, рукам);
– пугать волком, собакой и другими животными;
– переставать разговаривать с ребенком;
– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.
Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста , нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.
Дошкольное воспитание детей - это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного - Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, - поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.
Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:
– не закрывать двери в детскую слишком плотно;
– оставлять на ночь горящий ночник;
– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.
Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.
На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.
Дошкольное детство – уникальный возрастной период.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.
Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.
Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.
Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.
Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.
Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.
Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.
Сайт в Интернете:
Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу и повышение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед поступлением в школу».
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внимание уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объединении усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.
Основной целью введения предшкольного образования является создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в начальную школу - это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.
Вторая, не менее важная цель предшкольного образования - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоятельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, научно обоснованные, психологически безупречные организация и содержание предшкольного образования позволят перейти от дублирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обеспечивают успешный переход к обучению в школе.
В-третьих, введение предшкольного образования, особенно для «домашних» детей, позволит своевременно выявить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким образом, способствовать сохранению их психического и физического здоровья.
Особенность модели дошкольного образования заключается в вариативности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.
В качестве основной образовательной программы предшкольного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регионов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом преимуществ:
по целям - развитие тех качеств ребенка, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;
по форме - опора на основной вид деятельности ребенка 6-7-летнего возраста - игру;
-по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.
Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.
Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю творчество, вношу новые элементы знаний, применяю другие средства обучения, но пособия данного УМК остаются основными и ведущими.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:
Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка- отношения к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.
Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
Учитывая, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра стала приоритетной формой организации и методом обучения.
Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
Изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».
Методическое обеспечение.
Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).
Полное методическое обеспечение к программе «Предшкольная пора»:
* Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?
Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.
Виноградова Н.Ф . Рассказы-загадки о природе.
Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И . Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.
* Златополъский Д. С. Удивительные превращения.
Козлова С.А . Я и мои друзья.
Козлова С.А . Я хочу в школу.
Куликова Т.А. Что, где, почему?
Куликова Т.А . Я и моя семья.
Салмина Н.Г . Учимся думать.
Салмина Н.Г., Глебова А. О . Учимся рисовать.
При подготовке конкретного занятия я старюсь:
оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.
РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
****
Литература:
Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
«
Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство:
Академия 2000 год