Тенденции Повседневность Уличный стиль

Журнал дошкольная педагогика. Журнал дошкольная педагогика Сборник статей по дошкольному образованию

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема

«КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия

Владимировна

КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, 7 каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой . Напомним, впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), обозначившей четыре основных принципа: - гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; - развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; - дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; - деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания общеобразовательных программ детского сада. Эти принципы, в основе своей, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, и могут быть основополагающими для оценки качества современного дошкольного образования. В середине 90-х годов XX века Министерством образования РФ был предложен временный стандарт дошкольного образования (приказ МО РФ от 22.08.96, № 448), в котором были сформулированы основные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению воспитательно- образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру 8 взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде ДОУ. После почти десятилетней экспериментальной апробации в процессе государственной аттестации дошкольных учреждений, данный стандарт так и не был принят официально. Во второй половине 90-х годов XX века в русле различных теорий управления активизируется разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образования как на уровне дошкольного образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. В это время исследователями проблем дошкольного образования (Л.Л. Иванова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова и др.) выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых, в первую очередь, зависит его качество: финансирование ДОУ, содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования между дошкольным и начальным общим образованием, актуальность коррекционного образования дошкольников), кадровое обеспечение ступени дошкольного образования, формирование предметно-развивающей среды детского сада, педагогическая культура коллектива как условие достижения качества образования, положительная мотивация детей и их родителей, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др. Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов. 9 Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Для определения понятия «качество дошкольного образования» необходимо было первоначально определить сами понятия «качество», «образование», «качество образования». В связи с этим, надо отметить тот факт, что взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Так, если в «Педагогической энциклопедии» (1966г.) образование определялось как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков», то в «Российской педагогической энциклопедии» (1999г.) образование определяется уже «как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». В свою очередь, под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли. Таким образом, по мнению О.Е. Лебедева (2002г.), образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.11. М.: «Советская энциклопедия», 1988. 2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 3. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26. 4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655. 5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. № 2151. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 14 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Майер


Название — Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аудитория: работники сферы дошкольного образования, родители

Периодичность: 10 номеров в год. Выходит ежемесячно, кроме июня и июля.

Объем: 80 стр.

Издательский дом: Детство-Пресс

Сайт издательства: www.detstvo-press.ru

Оформить подписку:

— 83043 — Роспечать,
— 12816 — Почта России,
— ИД Экономическая газета — 43631.

Описание:

Журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА выпускается с 2000 года.

В подготовке номеров принимают участие сотрудники ведущих педагогических заведений Санкт-Петербурга и Комитета по образованию города.

  • Здоровье наших детей
  • Дошкольная академия
  • Методический кабинет
  • Коррекционная педагогика
  • Семейный круг
  • Психологическая служба
  • Управление ДОУ
  • В копилку педагога
  • Музыкальная шкатулка
  • Отрывные странички
  • Юридическая служба

Журнал дает практические советы по воспитанию детей. Собрано много практического материала: конспекты занятий, подборки игр, музыкальные сценки, спектакли. Для наглядности восприятия практический материал приведен на цветных вкладках.

Каждый найдет себе рубрику по интересу. В рубрике «Дошкольная академия» приводятся результаты экспериментальной работы с детьми раннего возрата. Рубрика «Методический кабинет» предлагает рекомендации по формированию у дошкольников навыков социального общения. Рубрика «Семейный круг» поможет привлечь родителей к коррекционной работе с детьми, в частности в сфере логопедии.

  • >>>
  • >>>

Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г.

В Министерстве образования Российской Федерации

Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. - С. 4.

Арапова-Пискарева Н.О Федеральном перечне учебных пособий до дошкольному об­разованию на 2000/2001 учебный год//№8.с.8.

Болотов В. Информационное письмо «О каталоге-справочнике «Дошкольное образова­ние в России» // № 6. - С. 158.

Всероссийское совещание по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования» // № 5. - С. 149.

Ерофеева Т. Образовательая работа до­школьных учреждений в условиях полипро­граммности и вариативности // № 7. - С. 78.

Инструктивно-методичекое письмо «О гигие­нических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организован­ных формах обучения // № 5. - С. 145.

Оверчук Т. Информация // № 4. - С. 2.

О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы // № 10. - С. 32.

Программа развития новых форм российско­го дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // № 7. - С. 73.

Соловьева Е. Информационное сообщение о координационном совещании // № 2. - С. 2.

Стерки на Р. Планы на 2000-й // № 1. -С. 4.

К 55-летию Великой Победы

Великая Победа // № 5. - С. 2. Степанов В. Стихи к Дню Победы // № 5. - С. 9.

Токмакова И. Неувядаемая дата // № 5. - С. 4.

Федоренко П. «Почему ты шинель бере­жешь?..» // № 5. - С. 6.

РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Аксенова З. Если б у меня были деньги // № 5. - С. 89.

Аксенова Н. Повышение уровня двига­тельной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях/№ 6.с. 37

Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // № 1. - С. 6.

Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные // № 7. - С. 38.

Быкова Н. Вот как мы умеем // № 5. - С. 51.

Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим... о природе // № 7. - С. 8.

Веселова Е. Поход в Архангельское // № 5. - С. 55.

Видра Диана. Он всегда ко мне возвращает­ся... // № 1. - С. 11.

Волобуева Л. Украсить педагогический процесс // № 10. - С. 66.
В царстве орнитологии // № 7. - С. 21.

Габова М. Знакомство детей с геометричес­кими фигурами // № 9. - С. 2.

Гаранина Н., Гордеева Н. Сразу при­влекли внимание // № 10. - С. 67.

Русакова М. Гостей надо принимать умею­чи // № 1. - С. 17;
Подарки для мамы // № 2. - С. 25;
Игрушки-скульптуры // № 5. - С. 58;
Поделки из поролона // № 12. - С. 19.

Дмитрусева Г. Рисуем маслом // № 11. - С. 2.

Доскин В., Печора К. Рисунки детей. Психологичекий анализ // № 12. - С. 15.

Иванова В. Выбор профессии по обстоя­тельствам тоже может быть счастливым // № 6. - С. 64.

Ильчук Н. Несправедливо забытая «Елка» // № 5. - С. 25;
Книга в подарок // № 10. - С. 23.

Кабанова Э., Соловова Л. Здоровье без лекарств // № 7. - С. 24.

Карельская Е. «Веселые прописи» // № 2. - С. 17; № 4. - С. 61; № 8. - С. 28.

Костю к И. Гармоническая атмосфера Монтессори. Лечебное воздействие // № 11. - С. 47.

Куцакова Л. Ванька-Встанька // № 1. - С. 21.;
Аппликации из конфетти и серпантина // № 2. - С. 28;
Для будущих архитекторов // № 8. - С. 24;
Подушки под ушки // № 10. - С. 20.

Леонова Е., Тетенькина Е. «Сложи узор» // № 4. - С. 16.

Любина Г. Разговор как психотерапевтичес­кое средство // № 3. - С. 80; О формах и организации работы по развитию речи // № 11. - С. 49.

Медведева Л. А мы ходили в гости! // № 5. - С. 124.

Мирясова В. Лесной пожар // № 7. - С. 51.

Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // № 6. - С. 48.

Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки // № 3. - С. 103.

Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражне­ния // № 10. - С. 42.

Козлова С. Чему и как мы учим студентов // № 3. - С. 23; Новый предмет в учебном плане // № 3. - С. 35.

Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // № 3. - С. 46.

Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования // № 3. - С. 40.

Курочкина И. Дошкольники и этикет // № 3. - С. 54.

Нисканен Л. Им работать в XXI веке // № 3. - С. 18.

Реуцкая Н. О новых подходах к подготовке управленческих кадров // № 3. - С. 27.

Рылеева Е. Осваиваем технологию социаль­ного развития дошкольников // № 3. - С. 37.

Рябов В. Университету - быть! // № 3. - С. 11.

Савка Л. Дети и взрослые в мире современ­ных игрушек // № 3. - С. 74.

Федотова С. Слово аспирантам // № 3. - С. 62.

Широкова Г. Дошкольное образование в Москве в XX столетии и на рубеже XX-XXI веков // № 3. - С. 13.

Работаем по программе «Радуга»

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // № 1. - С. 38; № 2. - С. 40; № 3. - С. 78.

Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми пяти-шести лет // № 1.- С. 34; № 2. - С. 38; № 4. - С. 8;
с детьми 6-7 лет // № 5. - С. 10; № 6. - С. 2; № 7. -С. 64; № 8. - С. 36; № 9. - С. 58; № 10. -С. 34; № 11. - С. 15; № 12. - С. 2.

Соловьева Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада (2 - 4,5 года) // № 8. - С. 38; № 9. - С. 61; № 10. - С. 38; № 11. - С. 20; № 12. - С. 5.

Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // № 3. - С. 108.

Ихсанова С. «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта // № 4. С. 69.

Карельская Е. Использование символов в работе над звуками // № 1. - С. 23.

Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // № 8. - С. 60.

Сергеева Т. Логопедические сказки-по­мощницы // № 10. - С. 54; № п. - С. 35.

Щеповских Е. Развитие мелкой моторики // № 5. - С. 61.

Детский сад и семья

Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // № 1. - С. 48; О вос-питании // № 6. - С. 60.

Ашикова С. Школа от рождения // № 8. - С. 18.

Гербова В. Музей книги // № 4. - С. 51.

Гончарова Н., Смирнова И. Семью семь // № 4. - С. 48.

Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // № 6. - С. 54.

Гриценко 3. «Положи свое сердце у чтения» // № 4. - С. 41; № 5. - С. 65.

Данилина Т. Современные проблемы взаи­модействия дошкольного учреждения с семьей // № 1. - С. 41; № 2. - С. 44.

Доронова Т. О взаимодействии дошколь­ного образовательного учреждения с семьей // № 3. - С. 87;
Защита прав и достоинств маленького ребенка // № 9. - С. 64.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития // № 8. - С. 11.

Любина Г. Как учить стихи... играючи // № 1. - С. 56.

Михайлова А. Перечитаем заново // № 5. - С. 74.

Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // № 11. - С. 53.

Павлова Л. Большие заботы о самых маленьких // № 12. - С. 30.

Радченко Р., Занина Т. Гуманитарный центр «Театр» // № 1. - С. 51.

Фигдор Гельмут. История Саши и Симона // № 2. - С. 50.

Чуканова 3. «Дайте, пожалуйста...» // № 2. - С. 64.

Юртайкин В., Жиянова П. Семейный педагог... Каковы его функции? // № 3. - С. 91.

В помощь старшим воспитателям и заведующим

Орлик Н. Тематический контроль в детском саду // № 1. - С. 59.

В помощь детскому практическому психологу

Шаграева О. Родительский университет: изучаем психологию семьи // № 3. - С. 57.

Прочитайте детям

Николаева Т. Невыдуманные истории // № 2. - С. 100; Родная природа // № 7. - С. 54.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // № 12. - С. 60.

БелошистаяА. Дошкольный возраст: фор­мирование и развитие математических способ­ностей // № 2. - с. 69.

Давидчук А. Разновозрастная группа: планы-конспекты занятий по развитию элемен­тарных математических представлений у детей 3-5 лет // № 4. - С. 78;
Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений // № 8. - С. 69.

Комарова Т. Е. И. Чарушин: замечатель­ный художник и писатель // № 7. - С. 90.

Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // № 1. - С. 64;
Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на заня­тиях // № 4. - С. 93.

Куликова Т. Учите детей трудиться! // № 7. - С. 101.

К юбилею академика Поддьякова // № 2. - С. 83.

Павлова Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина // № 7. - С. 82.

Парамонова Л. Творческое конструирова­ние: психологические и педагогические основы его формирования // № 11. - С. 58.

Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // № 7. - С. 98.

Поддьяков Н. Доминирование процессов интеграции - закон развития детей дошколь­ного возраста // № 1. - С. 73.

Поздравляем юбиляра // № 6. - С. 102.

Смирнова Е. Возраст нераскрытых резе­рвов // № 5. - С. 80.

Сорокова М. Монтессори-педагогика: во­просы теории и методики // № 10. - С. 70; № 12. - С. 48.

Токмакова И. Может, нуль не виноват? // № 2. - С. 79; № 4. - С. 86.

Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему // № 6. - С. 92; № 9. - С. 68.

Цветтлер-Отте С. Пиноккио - от дере­вянного сорванца к живому ребенку // № 3. - С. 112.

Шатова А. Вне творческого труда нет созидания // N° 7. - С. 95.

В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Агарева Е. «Ведь это счастье писать для детей» // № 1. - С. 79.

Александрова Е. Мороз Иванович // № 11. - С. 81.

Василькова Н. Владимир Приходько: «Вот когда я взрослым стану» // № 7. - С. 107.

Дмитриева Г., Рыбалова И. Примерные конспекты занятий по произведениям Пушкина // № 2. - С. 109;
Конспекты занятий по произведениям А. С. Пушкина // № 6. - С. 87.

Добрынина Н. Первый в жизни музей // № 6. - С. 73.

Комарова Т. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка»: занятие по рисованию // № 1. - С. 86.

Лучше лета приятеля нету // № 7. - С. 110.

Приходько В. Любит... и все // № 8. - С. 80;
Есенин в окружении детворы // № 9. - С. 77;
Он любил слово «блеск» // № 10. - С. 79;
Магия Чарской // № 12. - С. 77.

Рождественская Н. Красный камешек. Ах, сколько на свете детей! // N° 8. - С. 83;
И. Бунин: времена года. С волшебной птицей поэзии // № 10. - С. 85;
Литературный утренник. На край света // № 12. - С. 86;
Разыгрываем сказку. Царевна Льдинка // № 12. - С. 87.

Светлов А. Край любимый! // № 9. - С. 82.

Светлова Г. Уральских сказок мастер // № 4. - С. 103;
Поэт и его дети // № 6. - С. 78.

Степанов К. Пушкин: истоки творчества // № 2. - С. 105.

Токмакова И. Самое прекрасное из ис­кусств // № 3. - С. 119;
Поиграйте с ребятами в сказку! // № 5. - С. 111;
Слово к взрослому читателю // № 11. - С. 65;
Здравствуй, зимуш­ка-зима//№ 11. - С. 71.

Чарская Лидия. Что было девять лет назад. Отрывок из повести «Сибирочка» // № 12. - С. 84.

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

Антонова А., Найбауэр А. Самостоя­тельная работа студентов на учебных занятиях по этикету // № 12. - С. 98.

Афонькина Ю. Первые шаги в мире психологии // № 9. - С. 88;
Детская практическая психология: стратегия построе­ния семинарских и лабораторных занятий // № 11. - С. 94.

Козлова С, Кожокарь С. «Хочу быть... дворником, нет, лучше изобретателем!» // № 10. - С. 103.

Кондратенко Н. От чувств к знанию // № 4. - С. НО.

Латышева Н. Факультет переподготовки и повышения квалификации // № 5. - С. 90.

Л ютов а Т. Приглашаем к разговору // № 12. - С. 100.

Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка // № 7. - С. 150.

Плужникова Л. Использование компьюте­ров в образовательном процессе // № 4. - С. 114.

Плюхи н В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве // № 7. - С. 153.

Поздняк Л. Подготовка педагогов нового поколения // № 2. - С. 86.

Полякова А. Подготовка педагога допол­нительного образования // № 6. - С. 124.

Прохорова Г. Сделать правильный выбор // № 1. - С. 93.

Сильченко М. Размышления на тему: «Почему я выбрала профессию воспитателя» // № 5. - С. 91.

Слепцова В. Обращение к педагогам, настоящим и будущим // № 9. - С. 90.

Усольцева Т. Психолого-педагогический практикум // № 1. - С. 97.

В КРУГУ СЕМЬИ

Галигузова Л. Застенчивый ребенок // № 4. - С. 116.

Леонтьева О. «Я сам» // № 3. - С. 130.

Павлова Л. У истоков материнства // № 3.- С. 126;
Наш патронаж // № 5. - С. 96;
Мамина школа // № 6. - С. 105; № 7. - С. 121; № 10. - С. 89.

Пику лева Н. Ой, люшеньки-люшки! // № 5. - С. 100.

Сивоконь С. Играя, учимся // № 9. --С. 95.

Степанов В. «Я вижу ее доброй...» // № 9. - С. 93.

Теп люк С. Агентство для гувернеров и заказчиков // № .6. - С. 110;
Какая твоя мама? // № 8. - С. 90;
Знакомим малышей со счетом // № 11. - С. 85.

Из Центра Венгера

Варенцова Н. К вопросу обучения грамоте одаренных дошкольников // № 8. - С. 51.

Горшкова Е. Учите детей общаться // № 12. - С. 91.

Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // № I. - С. 100; № 2. - С. 91.

Смыслова В. Работаем по программе «Развитие» // № 8. - С. 57,

ЗА РУБЕЖОМ

Видра Диана. «Педагогические духи» докто­ра Фигдора // № 12. - С. 101.

Протасова Е. 10-летняя «Калинка» и волшебный дуб Пушкина // № 4. - С. 124.

Сорокова М. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // № 1. - С. 108.

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Ладодо К., Дружинина Л. Организация питания в детских дошкольных учреждениях // № 1. - С. 88;
Особенности питания детей в летний период // № 6. - С. 118.

Окунев И. От сигареты до СПИДа один шаг // № 5. - С. 93.

Юридическая консультация // № 6. - С. 121; № 9. - С. 91; № 10. - С. 98; № 11. - С. 91.

ЛИТЕРАТУРА - ДЕТЯМ

Агапова И. Загадки // № 7. - С. 81.

Берестов В. Веселое лето // № 5. - С. 141.

Бредис В. Стихи // № 7. - С. 149; № 8. - С. 88; № 11. - С. 123.

Жданова В. Стихи // № 1. - С. 156.

Капьяр А. Считалка // № 3. - С. 79.

Лагздынь Г. Стихи // № 1. - С. 13, 33, 77, 126, 150, 159; № 2. - С. 82, 85, 90; № 3. -С. 76, 111.

Синявский П. Стихи // № 6. - С. 142, 155; № 10. - С. 41, 77; № Ц. - С. 84.

Степанов В. Стихи // № 1. - С. 140; № 3. - С. 135; № 10. - С. 88; № 11. - С. 46, 64;
Природоведение // № 3. - С. 134; № 4. - С. 122; № 5. - С. 104; № 6. - С. 116; № 7. -С. 123; № 8. - С. 100.

Уражцев В. Неисправимый // № 6. - С. 18.

МУЗЫКА И ДЕТИ

Арсеев И. Кто нас крепко любит // № 2. - С. 156.

Арсеев И., Черницкая И. Вот они какие //№ 1. - С. 154.

Асеева В. Прогулка в летнюю и зимнню сказки // № 1. - С. 133.

Бартова О. Теремок-холодок // № 3. - С. 139.

Виноградова Л. Феи в гости к нам пришли // № 2. - С. 122.

Гарусова Л. Сюрпризный момент к осен­нему празднику // № 10. - С. 119.

Гераскина Л. Занятия по театрализован­ной деятельности // № 8. - С. 106.

Глазкова Н. Веселая песенка // № 10. - С. 123.

Давыдова М. Волшебные ведра, петух и ручеек // № 2. - С. 117;
Светлый девичий праздник Троица // № 4. - С. 141.

Дементьева Л. Счастливый случай. Юмо­рина // № 2. - С. 136.

Демкина Г. Осенний праздник // № 9. - С. 113.

Джеро Н., Якубова М. Сказочный, вол­шебный праздник // № 11. - С. 120.

Елинек В., Кондратьев А. Рядом мама // № 2. - С. 157.

Елисеева Н., Быкова К. Весна // № 3. - С. 151.

Жарких Л. День искусств // № 5. - С. 131.

Залесский В., Пушкин А. Зимняя доро­га// № 11. - С. 114.

Залесский В., Ладонщиков Г. Здравст­вуй, зимушка-зима // № 12. - С. 116.

Зильберман Полина. Похищение Снегу­рочки // № 10. - С. 113.

Кирсанова Т. Игрушки для елки // № 12. - С. 107.

Киселев Б., Соловьева Н. Построю дом // № 1. - С. 157.

Кондратенко П., Миронова Л. Где же Ваня? // № 2. - С. 155.

Коренева Т., Коренев С. Белоснежка и семь гномов // № 8. - С. 113.

Кошмина И. Сказка о добрых песнях // № 6. - С. 129.

Крылова Г. Скоро в школу // № 4. - С. 131.

Кузнецова Е. Теремок из сказки // № 8. - С. 103.

Куликова Н., Ястребова С. «Волшеб­ный музыкальный цветок» // № 3. - С. 142.

Лабзина Н. Веселье и труд рядом живут // № 4. - С. 144.

Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию // № 1. - С. 121.

Муравьева О., Михайлова М. Пришла коляда накануне Рождества // № 1. - С. 127.

Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // № 6. - С. 143; № 7. - С. 137; № 8. - С. 120; № 9. - С. 118.

Николаев Ю. Русский плавный // № 5. - С. 143.

Одна, но пламенная страсть // № 8. - С. 111.

Олифирова Л. Сказки уральского лета // № 7. - С. 125;
Новогоднее поздравление // № 11. - С. 115;
Игра «Снежинки, летайте» // № 11. - С. 119.

Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // № 11. - С. 110.

Парцхаладзе М., Соловьева Н. Апрель // № 4. - С. 158;
Плаксы-сосульки // № 5. -С. 129;
Кто построил радугу? // № 6. - С. 154.

Протасов М., Степанов В. Подарок маме // № 2. - С. 158.

Протасов М., Шкловский Е. Ты не бойся, мама // № 4. - С. 155.

Протасов М., Орлов В. Рисунок // № 5. - С. 142.

Рогаткина Т. Скоморох Тимошка // № 1. - С. 141.

Синявский П. Рождество Христово // № 12. - С. 118.

Соловьева Н. О друге // № 5. - С. 127.

Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество // № 1. - С. 113;
Программа «Элементарное музицирова­ние с дошкольниками» // № 5. - С. 133; № 9. - С. 101.

Циркова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально-целостного восприятия искусства // № 4. С. 127.

Чурилова Э. Осень // № 10. - С. 122; Двенадцать месяцев // № 11. - С. 99.

Шаинский В., Салибов Б. Для чего нам ссориться? // № 6. - С. 134.

Шапиро Б., Приходько В. Едут сани // № 7. - С. 120.

Шарипова Е. Чистый звук «Камертона» // № 10. - С. 116.

Шилинская Т. Папа, мама, я - читающая семья. Нам вместе весело // N° 3. - С. 147.

Юдина С. Игра «Замри на месте». Песня Снеговика // № 1. - С. 151;
Добрая волшеб­ница // № 3. - С. 153;
Закончился праздник //№ 4. - С. 154;
Осень пришла. Осенняя песня // № 10. - С. 120.

Юдина С, Ковальчук Л. Здравствуй, милая весна! // № 4. - С. 157.

Нам пишут

Барабанчук О., Ершова И., Берман Л. Использование моделей и схем в экологичес­ком воспитании детей // № 10. - С. 126.

Белова Л. Приходи к нам, малыш! // № 1. - С. 106.

Воскобойник И. Муравленко - Город Детства // № 12. - С. 120.

Гриценко 3. Лидер или подвижник? // № 6. - С. 159.

Замкина Н. Светить всегда... // № 10. - С. 125.

Кузьминова Ф. Лечебная педагогика // № 11. - С. 124.

Мигеева Л. О преемственности между детским садом и школой. Размышления, поис­ки, решения // № 5. - С. 158.

Рухленко Н. Восстановим непреходящие ценности // № 3. - С. 155.

Информация

Денисенкова Н., Пороцкая Е. Между­народная психологическая конференция // № 3. - С. 107.

Комиссарова Л. Межрегиональная науч­но-практическая конференция «Проблемы до­школьного образования 21 века» // № 7.с. 155

Реализация Концепции дошкольного во­спитания в дошкольных образовательных учреждениях Кемеровской области // № 6. с. 156

Соловьева Е. Восьмые Рождественские образовательные чтения // № 3. - С. 158.

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте , приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое - подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе - развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию , допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» - нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей , их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает - попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении , иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они - оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста , нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей - это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного - Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, - поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.


Дошкольное детство – уникальный возрастной период.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.

Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.

Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.

Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.

Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.

Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.

Сайт в Интернете:

Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения рав­ного стартового уровня детей при поступлении в школу и повы­шение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошколь­ного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед по­ступлением в школу».

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образова­нию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внима­ние уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего об­разования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объеди­нении усилий дошкольных образовательных учреждений и се­мьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.

Основной целью введения предшкольного образования яв­ляется создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Вырав­нивание уровня развития, интеллектуальной и психологиче­ской готовности детей к поступлению в начальную школу - это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.

Вторая, не менее важная цель предшкольного образования - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоя­тельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, науч­но обоснованные, психологически безупречные организация и со­держание предшкольного образования позволят перейти от дуб­лирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обес­печивают успешный переход к обучению в школе.

В-третьих, введение предшкольного образования, осо­бенно для «домашних» детей, позволит своевременно вы­явить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким об­разом, способствовать сохранению их психического и физи­ческого здоровья.

Особенность модели дошкольного образования заключается в вариа­тивности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.

В качестве основной образовательной программы пред­школьного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регио­нов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом пре­имуществ:

    по целям - развитие тех качеств ребенка, которые опре­деляют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;

    по форме - опора на основной вид деятельности ребен­ка 6-7-летнего возраста - игру;

-по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивиду­альности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуаль­ное, личностно-ориентированное развитие.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.

Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработан­ные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю твор­чество, вношу новые элементы знаний, применяю другие сред­ства обучения, но пособия данного УМК остаются ос­новными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых бу­дет способствовать более эффективному достижению постав­ленных целей, а также созданию благополучного эмоциональ­но-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:

    Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию по­ложительной учебной мотивации ребенка- отношения к учеб­ной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

    Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усво­ения тех знаний и умений, которые будут формироваться в шко­ле. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смыс­ла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут по­ложительно повлиять на развитие мыслительных операций, ре­чи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние за­дания, контрольные работы и пр.).

    Учитывая, что ведущей деятельностью это­го периода развития ребенка является игровая, и поэтому имен­но игра стала приоритетной формой организации и ме­тодом обучения.

    Следует создать условия для возможно более разнообразно­го учебного и внеучебного общения детей. Потребность к обще­нию со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих комму­никативных умений, необходимых для обучения в школе.

    Изучаю индивидуальные особенности каж­дого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

Методическое обеспечение.

    Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

    Полное методическое обеспечение к программе «Пред­школьная пора»:

* Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?

    Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.

    Виноградова Н.Ф . Рассказы-загадки о природе.

    Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.

    Журова Л.Е., Кузнецова М.И . Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.

* Златополъский Д. С. Удивительные превращения.

    Козлова С.А . Я и мои друзья.

    Козлова С.А . Я хочу в школу.

    Куликова Т.А. Что, где, почему?

    Куликова Т.А . Я и моя семья.

    Салмина Н.Г . Учимся думать.

    Салмина Н.Г., Глебова А. О . Учимся рисовать.

При подготовке конкретного занятия я старюсь:

    оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

    предусмотреть разные организационные формы прове­дения занятий (парная, групповая, коллективная), а также ин­дивидуальную работу каждого ребенка;

    учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

    предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игро­вой деятельности.

В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на из­вестное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат разви­тие предпосылок ведущей для младшего школьника деятель­ности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольни­ков в игре и предупредит возможность превращения процес­са обучения на ступени предшкольного образования в вари­ант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программно­го материала.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

****

Литература:

Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2005. - (Предшкольная пора).

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

« Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство: Академия 2000 год