Тенденции Повседневность Уличный стиль

Что делать если ребенок часто хвастается. Ребенок хвастается постоянно – как отучить? Основные ошибки родителей

Хотя хвастовство для маленьких детей во многом естественно, это не значит, что надо смотреть на него сквозь пальцы! Если не обратить на него особое внимание, велик риск, что со временем такое поведение войдет для малыша в настоящую

Почему дети любят похвастать?

«Смотрите, какой я рисунок нарисовал !», «Я сегодня в детском садике лучше остальных лепил из …», «Я уже умею хорошо , а мой друг нет, он слишком маленький для этого!», «У меня игрушек больше, чем у всех ребят на вместе взятых», «А мой сильнее и выше твоего папы…» - список подобных фраз, которые ежедневно произносит карапуз 2-4 лет, можно продолжать почти до бесконечности. И это, нужно признать, абсолютно нормально для его возраста. Где-то с 1,5-2 лет ребенок проходит качественный скачок в своем развитии. Прежде всего, он начинает видеть разницу между плохим и хорошим и понимать, что именно последнее привлекает всеобщее внимание и одобрение. Справился со складыванием - и мама похвалила. Осилил первые шаги на - папа радостно засмеялся. Выучил несколько новых букв на на занятиях в садике - воспитатель отметил перед другими детьми. При этом самооценка своих качеств и действий у ребенка еще находится в зачаточном состоянии, и ему нужна регулярная подпитка оценочных суждений со стороны других людей. Так он самоутверждается, когда слышит комплименты в свой адрес: он начинает уважать себя за то, что действительно хороший, умелый, способный, обладающий некими важными знаниями или навыками, - ведь так же сказали родители и другие взрослые! И поэтому регулярные попытки привлечь внимание к собственным, даже малейшим достижениям для ребенка в 2-3 года не являются чем-то критичным - это стандартный этап взросления.

Опасно другое: когда стремление похвастаться реальными успехами заменяется неуемным желанием преувеличить их, вообще выдумать или же приписать себе чужие наработки, а также подчеркнуть ими превосходство над другими людьми. В этом прослеживается важный для родителей сигнал: развитие ребенка пошло по неправильному пути. Ведь самодостаточная и цельная личность не нуждается в подобном поведении. Конечно, сравнивать ребенка со взрослым, который точно знает, чего стоит, осознавая свои плюсы и минусы, неуместно. Дети зачастую не объективны в оценке себя. Но если над их воспитанием работали грамотно и осознанно, уже вскоре описанный выше период хвастовства пройдет сам, снизившись до разумного минимума. А если папа и мама что-то упустили, годам к 6-7 привычка говорить о себе больше, чем заслужил, становится для маленького человечка характерной. Поэтому, с одной стороны, необходимо спокойно относиться к тому, что маленький ребенок хвастается. Но надо на него обратить повышенное внимание, если он переходит границы разумного в такой привычке, путая фантазии с реальностью, или же никак ее не перерастет. И для того, чтобы справиться с подобной проблемой, для начала разберитесь в причинах. Только установление истинного «диагноза» даст возможность вам скорректировать поведение так, чтобы малыш избавился от тяги к хвастовству безболезненно. Наиболее распространенных причин подобного детского увлечения две - о них и поговорим отдельно.

Ребенок хвастается, когда ему уделяется слишком много внимания…

Многие психологи отмечают: чаще всего дети любят похвастаться там, где на них направлено слишком много внимания. Малыш произнес новое слово? Мама чуть не прыгает. Он научился линии на бумаге? Папа уже уверен, что из чада вырастет Пикассо. Мальчик освоил , а девочка хочет попробовать ? Бабушка с дедушкой умиляются, какие внучата «взрослые стали»… При этом в такой семье к малышу вскоре начинают предъявлять еще и повышенные требования. Ведь он же такой способный у нас! А поэтому ожидают регулярных достижений и подтверждений, что он талантливый, ловкий, развитый не по годам - в общем, лучше остальных детей. Почему это происходит, тема для отдельного разговора (если коротко, родители с помощью ребенка и сами самоутверждаются, поднимая самооценку). Важнее другое. Если папа и мама не получают тех самых подтверждений о способностях их ребенка, видят его промахи, то они сердятся, раздражаются, нервничают, даже ругаются. И малыш реагирует на это однозначно: я плохой, раз постоянно родители расстраиваются. С одной стороны, это ведет к его стрессу и внутреннему дискомфорту, повышающему тревожность, а, с другой, подталкивает его к хвастовству. Ведь с его помощью можно или подчеркнуть достижение, раз это важно для родителей (даже если это мелочь), или заменить словами реальность.

Поэтому, если вы узнали себя в этой ситуации, постарайтесь изменить в первую очередь свое отношение к ребенку. Помните: любовь к нему не может зависеть от его успехов! Вы должны ценить и уважать его таким, какой он есть. Конечно, все хотят, чтобы их чадо было «быстрее, выше, сильнее». И надо подталкивать его к освоению новых горизонтов, помогать в этом, хвалить и ругать, когда надо. Но знайте меру! Перестаньте сравнивать его с другими детьми и оценивайте достижения по его же собственным стандартам. Не забывайте и о том, что все должно быть вовремя. Потому не торопите его в том, как он осваивает новые навыки, даже если он делает успехи. Отдельно нужно сказать про похвалу. Значимые, серьезные успехи, конечно же, всегда надо подчеркивать! Но если ребенок сделал что-то простое, обычное, но бежит к вам похвастаться, не превозносите его до небес. Похвала должна быть скромной и, если грубо, такой же обыденной, как и само достижение: «Молодец, а теперь садись кушать» или «Это хорошо, но давай попробуем чуть усложнить задание». Таким поведением, с одной стороны, вы не расстроите малыша (как если бы, например, сказали «Это все ерунда!» или «Хвастаться некрасиво, не делай так больше»). А с другой, четко обозначите: ценность имеют реальные поступки, а не красивые слова. И не забывайте говорить, что любите его вне зависимости от его достижений, а хвалите и ругаете не потому, что он хороший или плохой, а потому, что его поведение было хорошим или плохим.

Ребенок хвастается, когда к нему слишком мало внимания…

Как ни парадоксально может показаться, но верна и обратная ситуация. Если вы не уделяете внимания ребенку, то он с высокой долей вероятности тоже начнет хвастаться своими достижениями. Только причины такого поведения кроются уже в другом. Малыш, лишенный родительской похвалы и их высокой оценки личных способностей, стремится обратить внимание на себя, заслужить одобрение со стороны папы и мамы. При этом нередко в ход идет все, вплоть до настоящих выдумок. Ребенок в этом случае может хвастаться тем, что в принципе нереально! Что характерно, сам он в свои слова искренне верит. Ведь маленькие дети часто не очень хорошо различают фантазии и реальность. И в таком случае для них нет разницы, чем заслужить похвалу: настоящим поступком или не менее настоящими словами. Кстати, не важно, перед кем ребенок хвастается. Он в такой ситуации может пытаться казаться лучше, чем есть, и перед чужими людьми: воспитателями, родителями других детей во дворе, случайными прохожими на улице. Для малыша с его низкой самооценкой строго необходимо слышать оценку себя и своих действий со стороны, чтобы понять, какое место в жизни занимает он сам, хороший он или плохой. Не делают этого родители? Тогда подойдут и другие взрослые, что поделать… И если запустить ситуацию, ребенок с высокой долей вероятности не только вырастет в хвастуна, но и может начать пробовать другие средства по привлечению внимания папы и мамы: не слушаться их, проявлять , использовать и т.п.

Потому совет простой: как бы ни было сложно из-за работы или рождения еще одного ребенка, найдите время для малыша. Даже 20-30 минут в день, которые вы проведете вместе и сможете узнать у него, как прошел его день , прочитать и поиграть, в . Вам также нужно хвалить его почаще. Говорите теплые слова, когда ему что-то хорошо удалось - это поможет привить ему уверенность в собственных силах. Такие задачи должны быть, естественно, посильными и интересными для ребенка. Также поощряйте общение с другими людьми. Это даст возможность получить ему новые оценки от окружающих (как положительные, так и критичные) и сравнить себя с ними. Правда, при этом надо подчеркнуть: даже если сравнение не в его пользу, это не плохо - в чем-то ином он лучше другого ребенка (хорошо бы сразу и найти такое «свое» дело). В этом отношении уделите внимание соревновательным играм. Нужно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только от положительного результата. Победа важна сама по себе, ее добиваются не ради похвалы. Но если малышу даны правильные установки, то и хвастаться успехом он не станет, и возможное не будет ему разочарованием, и достижениям других он не начнет.

P.S. И традиционный постскриптум: подавайте личный пример! Если вы не будете хвастаться реальными или кажущимися успехами и делами, если вы открыты и доброжелательны к другим людям, радуетесь их достижениям, уверены в себе и своих силах, признаете собственные ошибки, умея посмеяться над ними, то и ваш ребенок наверняка все это сможет в будущем. Работайте над собой — и у вас все получится!

А как вы реагируете, если замечаете, что ваш малыш хвастается?

3 57293
Оставить комментарии 4

Сам факт хвастовства – это не самая серьезная проблема, он является естественным механизмом развития личности, хвастовство может появиться на определенном этапе взросления малыша. Хотя на это стоит обратить внимание, ведь в период развития ребенка происходят важные процессы: формируются основы нравственности и самооценки, личностная конкурентная позиция среди окружающих его людей. Понятно, что у каждого человека, а тем более у ребенка возникает желание представить себя в лучшем свете, в этом нет ничего зазорного, любому человеку нравится, когда его хвалят. Вот если ребенок начал хвастаться своими умениями или способностями перед сверстниками, такое поведение чаще всего неуместно, и совсем плохо, если похвала является причиной самолюбования и самовосхваления.
Психологи считают, что хвастовство - это своеобразный способ самоутверждения, пик самовлюбленности - возраст 6-7 лет, когда ребенок начинает хвастаться постоянно. Уже двухлетний малыш различает, когда его собственные действия хороши, а когда плохи. Очень четко дети запоминают то, за что их больше всего хвалят. Скажем, достаточно кому-то из родителей признать, что малышу очень хорошо удаются рисунки, и ребенок начнет в следующий раз демонстрировать их самостоятельно. Переломный момент, если малыш хвастается каждой черточкой и начинает рисовать исключительно ради того, чтобы заслужить похвалу.

Основные причины, способствующие развитию стремления ребенка к самохвальству

Если в воспитательном процессе имел место какой-то промах, родители должны определить причины появившейся самовлюбленности и принять меры по корректировке поведения ребенка. Когда ребенок соперничает с кем-то, завидует кому-то, хвастается перед кем-то, он выстраивает свои собственные статусы, инстинкт соревнования – самоутверждения, дух соперничества вызывает осознанное стремление к лидерству: «А я умею делать вот так!», « Смотрите, что у меня есть!». Сравнительному анализу поддаются внешность, имеющиеся игрушки, способности, особенности семьи, квартира, одежда и многое другое. Пока самооценка малыша еще не сформировалась, он возмещает ее ущерб по любому поводу: досталось от мамы, отшлепал папа - зато бабушка подарила новый мячик. Потерял игрушку, не смог зашнуровать ботинок – зато нашел красивый камушек. Малыш в раннем возрасте хочет показать нам и окружающим собственную ценность. Хвастовство, как уже говорилось, это некий этап взросления и самоутверждения. Тяготение к конкурентной стабильности среди сверстников является абсолютно нормальной потребностью для каждого человека. Конкурентоспособность – это естественный процесс. Взрослея, ребенок, конечно, захочет занять свое достойное место в обществе. Маленький хвастунишка обычно вырастает у родителей, которые хотят, чтобы их чадо было лучшим всегда, во всем и везде. Осознанная или нет, установка взрослых на успех способствует развитию у ребенка «ненасытной» потребности в похвале и превосходстве над другими. Стараясь оправдать родительские надежды, этим он мотивирует все свои поступки. Он начинает относиться к себе и к окружающим исключительно оценочно, ему необходимо добиться похвалы и достичь превосходства над всеми. В этом случае, страх быть в чем-то хуже преобладает, потому хвастовство превращается в «инструмент», благодаря которому можно компенсировать тревожность и собственную неуверенность. Самая частая и грустная причина – плохой микроклимат в семье, недостаточное внимание или отсутствие родительского внимания. Благоприятная почва для развития комплекса ненужности ребенка - это, к сожалению, работа, высокая занятость родителей в течение дня, недостаточное общение с малышом. В попытках обратить на себя как можно больше внимания, ребенок выбирает позицию самохвальства – «никто так не может, как я», «я самый лучший», «смотрите, как у меня получилось». Причиной развития хвастовства является также невозможность ребенка поддерживать знакомство со сверстниками, в этом случае трудно справедливо оценить его успехи, сравнить их с достижениями других детей. Часто и сами родители тенденциозно оценивают действия ребенка со стороны, в этом случае их одобрение выглядит преувеличенным, искажая, таким образом, в сознании малыша истинную оценку ценностей и достижений.

Как отучить ребенка от того, чтобы он не хвастался постоянно

Если в своем стремлении выделиться и привлечь к себе внимание ребенок постоянно хвастается, то очевидно, что в этом случае родителям лучше вмешаться, иначе хвастовство подавит остальные немаловажные черты характера. Во-первых, не правильно, если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими детьми. Необходимо акцентировать внимание только на личных успехах ребенка. Не лишним будет знать, что до пятилетнего возраста психологи даже рекомендуют избегать игр, где детям приходится конкурировать друг с другом, с целью победить. Игра должна доставлять удовольствие и приносить радость, а не заставлять кого- то обгонять. Младший дошкольный возраст – отличная пора для развития творчества и интеллекта. В этот период надо стараться воспитывать у ребенка правильное отношение к возможному успеху, концентрировать его внимание на самом процессе, а не на достижении результата. Похвала и критика – это способ оценки поступков и действий, а не человека, ребенок должен это понять. Научите ребенка принимать свою победу должным образом, объясните ему, что зазнайство может обидеть окружающих. Ребенка надо учить радоваться успехам своих товарищей, их победа ни в коей мере не ущемляет его собственное достоинство. Задача родителей вырастить эмоционально стабильного и уверенного в себе человека. Ребенок должен уметь нормально относиться к своим ошибкам, и в любой ситуации быть спокойным и уравновешенным. Ребенка надо хвалить заслуженно, только если он добился каких-то значимых результатов и побед. Тому малышу, который часто хвалится выдуманными поступками или склонен преувеличивать свои достижения надо предоставить возможность делать то, что у него хорошо получается, но за это хвалить его умеренно, причем игнорируя его собственное хвастовство. Например, сын, пытаясь получить ваше одобрение, радостно заявляет вам, что он сегодня лучше всех бросил мяч, скажите ему в ответ, что это очень хорошо, но для вас особенно радостно, что он пришел домой вовремя. А вот когда он действительно чем-то отличится, надо его сердечно и от всей души похвалить. Со временем ребенок привыкнет, что в его выдумках и бахвальстве нет никакого толка, а вот настоящие достижения вызывают искреннюю похвалу и благодарность родителей. В этом деле не повредит некоторая строгость и требовательность, зато ребенок будет знать, что его оценили как личность. Открытое и искреннее общение поможет малышу почувствовать, что папа и мама считают его добрым, хорошим и интересным человеком.

Есть такие дети, у которых рот, кажется, не закрывается ни на секунду - именно их мы ласково величаем «болтушками». Они говорят намного больше сверстников и чаще остальных придумывают всякие поводы, которыми можно похвастаться. Обычно среди их рассказов встречаются такие небылицы, за которые их могут прозвать «фантазёрами». Помните одноимённый рассказ Николая Носова, когда мальчишки соревновались в том, кто кого переврёт? Но одно дело, когда это фантазии, и совсем другое - когда враньё. Как отличить одно от другого и помочь ребёнку сформировать правильную самооценку

Это норма или пора бить тревогу?

В возрасте 3−5 лет хвастовство происходит, как бы, само собой. Малыши-хвастунишки в силу возраста не всегда отделяют реальность от вымысла и поэтому все дорогие гаджеты, игрушки и остальные предметы детского вожделения автоматически ими присваиваются. Они могут рассказывать о том, что родители отвели их в пиццерию, купили самое вкусное мороженое и целое ведро поп-корна, подарили красивый телефон и многое-многое другое. Не стоит ругать ребёнка за факт приукрашивания действительности.

В 6−8 лет ребёнку уже может не хватать чувства признания от значимых взрослых, поэтому он начинает выпрашивать похвалу любыми доступными способами. Так, если для вас крайне важны школьные успехи, он может начать хвастаться своими оценками.

Нередко бывает так, что особенности и стиль воспитания в семье накладывают отпечаток на формирование самооценки, что, в свою очередь, может повлиять на возникновение желания хвастать. Сравниваете ли вы ребёнка с другими детьми? Обращаете внимание на чужие успехи и достижения в его присутствии? Это тоже очень важно!

Стоит помнить и о том, что в разных образовательных учреждениях существует разная культура. В некоторых местах принято ходить в дорогой одежде, пользоваться дорогими аксессуарами. И тогда ребёнок хвастает материальными ценностями, которые есть у вашей семьи, чтобы оставаться на одном уровне со сверстниками.

Советы родителям хвастунишек

  • Не обзывайтесь

Воздержитесь от обидных прозвищ «врун», «обманщик», «выдумщик». У вашего ребёнка очень хорошо развито воображение, что говорит о благополучном развитии психики. Вспомните, о чём вы мечтали в собственном детстве, поделитесь своими воспоминаниями, помечтайте вместе с ребёнком. Иногда даже самые необычные детские идеи воплощаются в жизнь, и мы имеем возможность выбирать разнообразные наполнители для мороженого, посещать аквапарки, кататься на каруселях и делать, что только пожелается.

  • Обсуждайте проблему наедине

Постарайтесь не делать ваши диалоги достоянием общественности. А если посторонний человек стал свидетелем хвастовства вашего ребёнка, не стоит делать замечание, отложив разговор до тех пор, пока вы не останетесь наедине.

  • Используйте сказки и поговорки

Используйте в диалогах художественную литературу. У Дмитрия Мамина-Сибиряка есть замечательное произведение «Сказка про храброго зайца - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост», где заяц-хвастунишка не боится волка, пока тот сам не приходит на крик. Порассуждайте вместе, чем опасен путь, на котором мы выдаём желаемое за действительное? Чем он так привлекателен? Существуют ли альтернативные способы, с помощью которых можно завоевать уважение в коллективе товарищей? А рассказ Носова «Фантазёры» учит отличать гадкую ложь от доброй фантазии. От светлой мечты никому не станет плохо.

Также, можно обсуждать смысл пословиц и поговорок. Когда можно сказать: «Хвастовства - полный мешок, а в мешке пусто»? Иногда люди производят впечатление умных и воспитанных, а начинаешь с ними говорить, оказываются пустыми. Почему в народе говорят: «Не тот дурак, кого люди хвалят, тот дурак, который сам хвалится»? О своих сильных сторонах говорить можно, но стоит знать меру. Как ты понимаешь: «Хвастать - не косить, спина не болит»? Рассказывать о своих заслугах можно долго, но важно, чтобы за словами не оказалось пустой болтовни, чтобы они подтверждались делами.

  • Хвалите за достижения

Возможно, вы разглядели не все таланты и способности вашего ребёнка. Что у него получается лучше всего? К чему он испытывает тягу и интерес? Где сможет добиться успеха? Предложите заниматься тем, к чему он расположен. И тогда признание заслуг на любимом поприще станут приносить положительные эмоции, не вызывая желания говорить об этом каждому встречному и придумывать поводы для их получения.

  • Найдите возможность проявить себя

Создайте для ребёнка возможность проявлять свои сильные стороны, почувствовать себя успешным. Постарайтесь находить самые небольшие достижения, которые уже получаются и которыми можно гордиться уже сегодня.

Помните о важности безусловной любви. Для ребёнка особенно ценно, когда родители любят его без условий: «если хорошо себя ведёшь», «победил в соревновании», «принёс пятёрку» и так далее. Хвалить ребёнка необходимо, но вместе с тем, не стоит забывать, что и без достижений и успехов он останется всё тем же любимым и важным человеком в вашей жизни. Тот, кто чувствует себя любимым, и потребность хвастаться испытывает меньше.

Психологи утверждают, что хвастовство у детей возникает как вполне нормальный этап развития. Это такой способ самоутверждения. Первые проявления его можно заметить примерно с 3-х лет.

Беспокоиться стоит, если хвастовство затягивается на годы и занимает ведущее положение в поведении ребенка. Кроме того, настоящее хвастуны обычно крайне остро реагируют на достижения и преимущества других детей. И в таком случае хвастовство, желание продемонстрировать свои преимущества объединяются с попытками занизить достоинства, ценность окружающих.

Почему ребенок хвастается

Хвастуны обычно растут у тех родителей, которые настроены на успех, даже если это происходит неосознанно. Такие мамы и папы желают видеть своих детей только самыми лучшими. В ответ на эту родительскую потребность главным мотивом поступков ребенка становится достижение превосходства над другими, получение похвалы. Развивается доминирующий страх – оказаться хуже остальных. Отношения со всеми и с самим собой строятся на оценке. А хвастовство проявляется как компенсация неуверенности в себе, чрезмерной тревожности.

Что делать?

Если ребенок хвастается, родителям лучше предпринять несколько основных шагов:

  • не сравнивать ребенка с другими;
  • не оценивать ребенка;
  • не нацеливать ребенка на оценочную шкалу «лучше-хуже»;
  • до 5 лет не вовлекать ребенка в соревнования, в игры, где ведущая цель – победа;
  • активно привлекать ребенка к творчеству – в нем важен процесс, а оцениваются результаты работы, а не сам ребенок (рисование, конструирование, поделки своими руками, сочинение сказок с одушевленными игрушками и т.п.).

Есть такие дети, у которых рот, кажется, не закрывается ни на секунду — именно их мы ласково величаем «болтушками». Они говорят намного больше сверстников и чаще остальных придумывают всякие поводы, которыми можно похвастаться. Обычно среди их рассказов встречаются такие небылицы, за которые их могут прозвать «фантазёрами». Помните одноимённый рассказ Николая Носова, когда мальчишки соревновались в том, кто кого переврёт? Но одно дело, когда это фантазии, и совсем другое — когда враньё. Как отличить одно от другого и помочь ребёнку сформировать правильную самооценку рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Это норма или пора бить тревогу?

В возрасте 3−5 лет хвастовство происходит, как бы, само собой. Малыши-хвастунишки в силу возраста не всегда отделяют реальность от вымысла и поэтому все дорогие гаджеты, игрушки и остальные предметы детского вожделения автоматически ими присваиваются. Они могут рассказывать о том, что родители отвели их в пиццерию, купили самое вкусное мороженое и целое ведро поп-корна, подарили красивый телефон и многое-многое другое. Не стоит ругать ребёнка за факт приукрашивания действительности.

В 6−8 лет ребёнку уже может не хватать чувства признания от значимых взрослых, поэтому он начинает выпрашивать похвалу любыми доступными способами. Так, если для вас крайне важны школьные успехи, он может начать хвастаться своими оценками.

Нередко бывает так, что особенности и стиль воспитания в семье накладывают отпечаток на формирование самооценки, что, в свою очередь, может повлиять на возникновение желания хвастать. Сравниваете ли вы ребёнка с другими детьми? Обращаете внимание на чужие успехи и достижения в его присутствии? Это тоже очень важно!

Стоит помнить и о том, что в разных образовательных учреждениях существует разная культура. В некоторых местах принято ходить в дорогой одежде, пользоваться дорогими аксессуарами. И тогда ребёнок хвастает материальными ценностями, которые есть у вашей семьи, чтобы оставаться на одном уровне со сверстниками.

Воздержитесь от обидных прозвищ «врун», «обманщик», «выдумщик». У вашего ребёнка очень хорошо , что говорит о благополучном развитии психики. Вспомните, о чём вы мечтали в собственном детстве, поделитесь своими воспоминаниями, помечтайте вместе с ребёнком. Иногда даже самые необычные детские идеи воплощаются в жизнь, и мы имеем возможность выбирать разнообразные наполнители для мороженого, посещать аквапарки, кататься на каруселях и делать, что только пожелается.

Обсуждайте проблему наедине

Постарайтесь не делать ваши диалоги достоянием общественности. А если посторонний человек стал свидетелем хвастовства вашего ребёнка, не стоит делать замечание, отложив разговор до тех пор, пока вы не останетесь наедине.

Используйте сказки и поговорки

Используйте в диалогах . У Дмитрия Мамина-Сибиряка есть замечательное произведение «Сказка про храброго зайца — Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост», где заяц-хвастунишка не боится волка, пока тот сам не приходит на крик. Порассуждайте вместе, чем опасен путь, на котором мы выдаём желаемое за действительное? Чем он так привлекателен? Существуют ли альтернативные способы, с помощью которых можно завоевать уважение в коллективе товарищей? А рассказ Носова «Фантазёры» учит отличать гадкую ложь от доброй фантазии. От светлой мечты никому не станет плохо.

Также, можно обсуждать смысл пословиц и поговорок. Когда можно сказать: «Хвастовства — полный мешок, а в мешке пусто»? Иногда люди производят впечатление умных и воспитанных, а начинаешь с ними говорить, оказываются пустыми. Почему в народе говорят: «Не тот дурак, кого люди хвалят, тот дурак, который сам хвалится»? О своих сильных сторонах говорить можно, но стоит знать меру. Как ты понимаешь: «Хвастать — не косить, спина не болит»? Рассказывать о своих заслугах можно долго, но важно, чтобы за словами не оказалось пустой болтовни, чтобы они подтверждались делами.

Хвалите за достижения

Возможно, вы разглядели не все таланты и способности вашего ребёнка. Что у него получается ? К чему он испытывает тягу и интерес? Где сможет добиться успеха? Предложите заниматься тем, к чему он расположен. И тогда признание заслуг на любимом поприще станут приносить положительные эмоции, не вызывая желания говорить об этом каждому встречному и придумывать поводы для их получения.

Найдите возможность проявить себя

Создайте для ребёнка возможность проявлять свои сильные стороны, почувствовать себя успешным. Постарайтесь находить самые небольшие достижения, которые уже получаются и которыми можно гордиться уже сегодня.

Помните о важности безусловной любви. Для ребёнка особенно ценно, когда родители любят его без условий: «если хорошо себя ведёшь», «победил в соревновании», «принёс пятёрку» и так далее. Хвалить ребёнка необходимо, но вместе с тем, не стоит забывать, что и без достижений и успехов он останется всё тем же любимым и важным человеком в вашей жизни. Тот, кто чувствует себя любимым, и потребность хвастаться испытывает меньше.