Тенденции Повседневность Уличный стиль

Конспект открытого занятия для детей младшей группы по нетрадиционным техникам рисования. Конспект нод по рисованию в младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Рисование нетрадиционными техниками во 2 младшей группе






Актуальность в наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: - Мелкой моторики рук и тактильного восприятия - Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия - Внимания и усидчивости - Изобразительных навыков и умений, наблюдательности эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости - Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля


Нетрадиционные техники рисования В младшем дошкольном возрасте -Рисование пальчиками - Рисование ладошками -Оттиск пробкой, печатками, губкой, печатками из картофеля -Рисование губкой - Рисование трубочкой В среднем дошкольном возрасте -Оттиск пенопластом -Оттиск смятой бумагой -Восковые мелки, акварель - Свеча, акварель В старшем дошкольном возрасте -Печать по трафарету - Монотипия предметная - Монотипия пейзажная - Кляксография с трубочкой - Набрызг - Отпечатки листьев - Тычкование






Поролоновые рисунки -почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.




Оттиск печатками из картофеля- потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.


Штампики из пластилина: Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, деталь от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов! Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штампик к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.


Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того важно живо и эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображений!



Новые необычные техники рисования – отличное средство развития для малышей дошкольного возраста, что комплексно воздействует на их психику и улучшает психомоторные навыки. Использование нетрадиционной техники рисования помогает воспитателям в детских садах превратить занятия с детьми в увлекательную игру, что прививает художественный вкус и раскрывает творческие способности мальчиков и девочек.

Традиционный метод рисования во многих случаях бывает слишком сложным для подрастающих юных художников, поэтому альтернативные способы получения картин очень популярны среди дошкольных педагогов. Постоянное самообразование очень важно для каждого работника этой сферы, поэтому предлагаем вашему вниманию обзор оригинальных техник рисования для дошкольных учреждений.

Актуальность этих методик состоит в том, что с их помощью происходит развитие мелкой моторики, которое непосредственно влияет на формирование речевых навыков. Методика преподавания изобразительного искусства для самых маленьких помогает деткам выработать внимательность, усидчивость и терпение, научиться управлять своими эмоциями и проявлять инициативу. Технический акцент на занятиях делается на сам процесс творчества, а не на конкретный результат. График уроков составляется таким образом, чтобы детки рисовали, чередуя разные методики.

Рисование в технике отпечатка пальца интересно детям в младшей и средней группе. Даже в старшей группе можно проводить увлекательные занятия, используя такой метод.

Ребенок выполняет работы, прикладывая окрашенные пальцы (жидкой акварелью, гуашью, специальными пальчиковыми красками) к бумажному листу. Затем тонкой кисточкой под руководством педагога ребята дорисовывают детали получившейся композиции.

Рисунок, нарисованный таким нетрадиционным способом, – это не только яркое детское творчество, но и возможность для каждого малыша научиться лучше чувствовать своё тело. Ведь при рисовании по этим техникам происходит интенсивная стимуляция нервных окончаний на кончиках пальцев, а значит качественное развитие мелкой моторики.

Кляксография

Кляксография – нетрадиционная методика рисования, где в качестве основы для рисунка используется расплескивание брызгами краски кисточкой или тонкой пластиковой трубочкой (разведенными водой акварельными красками). Далее, применяя фантазию, малыши думают, на что похожа та или иная клякса и добавляют подробности с помощью кисти. Техника рисования тушью при кляксографии аналогична использованию жидкой акварели.

Применяя эту методику, можно поэтапно наносить на рисунок брызги нескольких оттенков, закрашивать полученные через трафарет контуры и придавать цвет аппликациям из белой крупы. Простая техника рисования пятнами доступна для самых маленьких художников и легко адаптируется под тот или иной творческий проект.

Рисование песком

Техника рисования песком – молодое спонтанное искусство, оригинальный способ получать изображения на стекле пальцами с помощью работы с мелкозернистым песочным материалом. Для этого вида творчества вам понадобится деревянный или пластиковый планшет с матовым стеклом, источник света (располагается под планшетом), чистый просеянный песок. Занятия проводятся в затемненном помещении в тихой, спокойной обстановке.

Актуальность этого направления состоит в том, что оно как ничто иное осуществляет развитие мелкой моторики, способствует снятию стресса и обучает малышей выражать свои эмоции в творческом акте. Рисовать песком могут, как и старшие дети в художественной школе, так и младшие дошкольники в возрасте 2-4 лет. Обязательным является присутствие взрослого, который показывает ребенку те или иные приемы и направляет процесс работы малышей.

Нетрадиционная техника рисования песком

Рисование ладошкой

Ладошкография – техника рисования гуашью или иными безопасными для деток красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони. Дальнейшее украшение и детализация рисунка производится с помощью мягкой беличьей кисти. На этом этапе могут применяться и другие быстрые техники рисования, упомянутые выше.

Используя разные виды рисования руками можно создавать изображения зверей и птиц, несложные пейзажные композиции, поздравительные открытки к Новому году, 8 марта, майским праздникам и Дню матери. Обязательно включайте в свои занятия эту методику рисования, план уроков станет более качественным и разнообразным.

Рисование по крупе

Рисование по крупе – техника изобразительного искусства, при которой применяется заполнение контуров изображенного предмета сначала крупой (манной, пшеничной, кукурузной, гороховой), а потом красками. Можно также сразу готовить цветной порошок для работы, используя смесь перетертых восковых мелков и мелкой крупы.

Используя одну из техник рисования карандашом, на листе бумаги рисуют контур, площадь изнутри которого затем заполняется клеем. Бумагу посыпают крупой. Для равномерного заполнения важно нанести однородный слой клея. Полученный рисунок раскрашивают акварелью или гуашью. Проведите для своих воспитанников мастер-класс, нетрадиционные техники рисования крупами – плодотворная тема для этого.

Посредством нетрадиционных техник рисования крупами дети расширяют знания об окружающем мире и учатся творчески передавать на бумаге то, что видят вокруг. Оптимальной для малышей считается манная крупа, так как с её помощью можно делать самые красивые аппликации. Поверхность композиции при использовании иных круп или их смеси получается рельефной, что дополнительно стимулирует развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у дошкольников во второй младшей группе.

Печатание

Печатание (штампирование) – техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей и других подобных материалов. Используют также готовы фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно-цифровыми символами.

Техника рисования кистью отлично сочетается со штампированием. Тонкой кисточкой, либо используя графические техники, дети рисуют на листе контур предмета или живого существа. Затем, если применяется точечная техника рисования штампами, можно предложить ребенку изобразить плоды на яблоне или груше, разноцветные листья в кроне дерева осенью, пятна на шкуре леопарда и т.д.

Через нетрадиционную методику рисования штампами можно изучать с детьми те или иные геометрические фигуры, если делать на бумаге отпечатки соответствующей формы, комбинируя их между собой. Таким способом можно получить домик, какое-то животное и даже показать малышам, как рисовать человека. Осенью в конспекты занятий традиционно включают уроки в технике печатания, на которых в качестве штампов используются сухие листья (кленовые, каштановые, липовые и другие).

Рисование методом тычка

Рисование методом тычка – техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.

Малышам можно предложить изобразить таким методом любимого плюшевого мишку, симпатичного пушистого котенка или щенка, деревья в лесу или море. Эта техника также позволяет красивые новогодние открытки, когда способом тычка рисуют сосновую хвою.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду во второй младшей группе позволяют добиться значительного прогресса в психофизическом развитии детей раннего дошкольного возраста. Эти способы получения изображений могут успешно применяться в разных условиях и легко адаптируются под конкретную тему занятия.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду (тычок и печать)

Мастер - класс рассчитан на детей младшего возраста, педагогов и родителей.

Назначение : Данная техника рисования поможет воспитателям и родителям освоить очень весёлый, увлекательный и полезный вид деятельности - рисование с помощью пальчиков и ладошки, а также с использованием листочков и ватных палочек.

Цель: Знакомство педагогов и родителей с нетрадиционной техникой рисования. Формирование и развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

· Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.

· Развивать творческое мышление, воображение и восприятие,

· Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

· Соединять и комбинировать простые элементы

· Развивать координацию рук.

· Способствовать эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего дошкольного возраста

Уважаемые воспитатели групп раннего дошкольного возраста, все мы знаем, что дети 2-3 лет познают окружающий их мир. Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Я покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста. Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Хочу дать совет, что отличительной особенностью детского восприятия, это стремление к самостоятельности. Учтите это, дорогие взрослые! Будет лучше, если вы будете садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок будет смотреть и повторять, рисуя свою картину. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

1. Рисуем ладошкой «Весёлые петушки»

Для работы нам понадобится:

1. Гуашь жёлтая, красная, зелёная и синяя

3. Салфетка

Для начала приготовим основу рисунка. Обмакнём четыре пальца в краску разных цветов и проведём четыре разноцветные линии. У нас получилась дорожка, по которой будут шагать наши петушки. Когда ребёнок делает отпечаток ладошкой, обязательно нужно напомнить, что большой палец отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх. Большой палец - голова петушка, а остальные пальчики - крылышки. Педагог помогает дорисовать петушку гребешок и бородку. И вот наш петушок гордо шагает по дорожке, можно нарисовать цыплёнка с помощью двух отпечатков большого пальца. Взрослый помогает украсить рисунок цветами.

2. Рисуем кулачком « Зайчик на лужайке»

Для работы нам понадобится:

· Краска гуашь голубая, красная, жёлтая, зелёная

Для этого рисунка за основу берём офисную бумагу голубого цвета. Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложенные один на другой, - основа для солнышка. Пальчиком дорисуем лучики, пусть наше солнышко будет весёлым и лучистым. Далее два отпечатка кулачка и получается тело зайчика. Отпечатки больших пальцев - это лапы, отпечаток указательного - хвостик. Ушки получатся из отпечатка всего указательного пальчика, точно также, как получились лучики солнца. А что бы зайке не было скучно на лужайке, нарисуем полянку и цветы.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования мыльной пеной:
«Волшебные цветы».
(для детей второй младшей группы)


Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования мыльной пеной; способствовать развитию художественно -творческих способностей детей; совершенствовать умение детей доводить работу до результата, дорабатывать изображение.

Материал: мультимедиа для показа слайдов с картинками, выполненные в нетрадиционной художественной технике, корзинка, цветы (живые или искусственные), аудиозаписи, мыльные пузыри для игры; салфетки (текстильные, влажные либо бумажные), альбомные листы, трубочки коктейльные, стаканчики, краски, мыло жидкое, клей, готовые зеленые листочки.

Ход занятия:
Звучит веселая музыка. В гости приходит смешарик Нюша. Танцует, в руках держит цветы и корзинку с сюрпризом. Музыка затихает, Нюша читает стихотворение:
«Вхожу я в дом, наполненный цветами:
Дыханью плен, а вот душе свобода,
Присутствует, всех ароматов гамма,
Сегодня в доме весенняя погода» («Цветы жизни» Л. Кузьминская)

«Здравствуйте ребята!»

Воспитатель и дети: «Здравствуй Нюша!»
Нюша: «Ребята, вы, наверное, знаете, что я очень люблю цветы. Но сейчас весна, еще холодно, ах, (вздыхая) и цветочки еще не проснулись».

Воспитатель: «Не расстраивайся Нюша. Ребята как же нам развеселить нашу гостью? Чем же ей помочь? (ответы детей). Ой, Нюша, а что у тебя в корзиночке? »
Нюша: «Я совсем забыла, в корзинке у меня мыльные пузыри».

Воспитатель читает загадку: «Мы их, легких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем» (автор А. Хребтюгов)
Ребята давайте поиграем с мыльными пузырями, да и Нюшу развеселим».
Дети: Да, поиграем.

Также интересный материал по нетрадиционной технике рисования:

Воспитатель: «Игра называется «Поймай пузырь». Я буду надувать мыльные пузыри, а вы будите их ловить. Ваша задача поймать все-все пузыри и не дать им коснуться пола. Мне нужны еще два помощника. Есть желающие?» (обращается к детям. Раздает помощникам баночки с мыльными пузырями). Звучит музыка. Воспитатель: «Ну, что готовы!? Начинаем». (Дети ловят мыльные пузыри).

Воспитатель: «Вот и повесились. Нюша тебе понравилась игра?
Нюша: Да. Пузыри такие воздушные, так и переливаются разными цветами. Мне так понравилось их ловить. А вам, ребята?» (ответы детей).

Воспитатель: «А вы знаете, что с мыльными пузырями можно не только играть, но и творить чудеса. Скажу вам по секрету, что я уже пыталась совершать чудеса. Хотите посмотреть, что у меня получилось?» (Ответы детей). Далее идет просмотр слайдов с демонстрацией рисунков.
Нюша: «Как интересно, необычно и красиво».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите попробовать порисовать с помощью пены от мыльных пузырей? (Ответы детей). Давайте для нашей Нюши нарисуем необычные цветы».
Дети: Да нарисуем.

Воспитатель: «Ребята проходите к нашим рабочим местам, но прежде, чем преступить к работе, вспомним каким цветом у нас бывают цветы? Дети: «Красные, синие, белые и т.д.»

Воспитатель: «Конечно, цветы бывают самых разных цветов. Посмотрите, перед вами стоят стаканчики с разноцветной мыльной водой. Выберите понравившийся цвет, возьмите трубочки и выдувайте пузыри, затем сверху приложите лист бумаги и доклейте готовые листочки. Ну, что мои волшебники, готовы творить чудеса? (Ответы детей). Тогда приступайте» (Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель помогает, подбадривает, хвалит).

Воспитатель: «Посмотри Нюша какие разные и яркие цветочки получились у ребят».

Нюша: «Да, я и не ожидала, что из мыльных пузырей получится такая красота. Мне так нравятся ваши цветы, вы такие замечательные художники. Большое вам спасибо за то, что порадовали меня сегодня. Я приготовила для вас подарочки, мыльные пузыри. (Дарит детям подарки, воспитатель помогает). До свидания ребята, мне пора возвращаться к остальным смешарикам». (Дети прощаются с Нюшей)

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось создавать волшебные цветы из мыльных пузырей? (Ответы детей). А, что вам понравилось больше сегодня на занятии? (Варианты ответов детей). А меня очень порадовало то, что вы очень постарались, создавая свои необычные, волшебные цветы. Спасибо вам!»

Название: Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования мыльной пеной во 2 младшей группе «Волшебные цветы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Вторая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Лучик»
Месторасположение: город Серов, Свердловской области

Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Увлечённый своей работой воспитатель детского сада предлагает ребятам не только обычное рисование кистью, предусмотренное программой, но и знакомит их с различными нетрадиционными способами изображения. Какие из них будут актуальны во второй младшей группе?

Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы

Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:

  1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного - изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
  2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
  3. Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
  4. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
  5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
  6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.

Нетрадиционное рисование больше похоже на весёлую игру, чем на занятие, что и нужно для младшего дошкольного возраста

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Во второй младшей группе педагог предлагает ребятам несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками. Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

Кропотливое монотонное занятие завораживает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей.

Кропотливое занятие увлекает и успокаивает малышей

Подходящая тематика занятий:

  1. Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).
  2. Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.
  3. Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр.), педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.
  4. Рисование снега или дождя.

В принципе, рисование ватными палочками можно адаптировать почти под любую тему в младшей группе.

Фотогалерея: детские работы ватными палочками

В ходе рисования чередуется зелёная и жёлтая краска, ветку же рисует воспитатель Ребята дополняют белыми точками готовый рисунок ёлочки Необычная основа сделает творчество особенно интересным Воспитатель рисует ствол дерева и обозначает его крону, дети же изображают листья палочками Малыши учатся красиво сочетать цвета в рисунке Малыши обычно любят рисовать снег Ватной палочкой можно создавать изящные узоры Дети заполняют готовый контур, нариосванный воспитателем

Видео: рисование ватными палочками «Подснежники» (вторая младшая группа)

Рисование пальчиками

При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.

Лучше всего использовать гуашь или специальные пальчиковые краски. Последние абсолютно безопасны для ребёнка и легко смываются.

Для рисования пальчиками можно приобрести специальны краски

Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).

Что касается тематики занятий, то педагог может использовать те же темы, что и при рисовании ватными палочками. Только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки, поэтому можно предложить ещё такую тему, как «Бусы для куклы».

Я, например, работая с детьми младшей группы, предлагала малышам коллективную композицию «Кусты клюквы в зимнем лесу». На листе ватмана я изобразила деревья и кусты в снежных сугробах. Основа была расположена на мольберте, и ребята по очереди подходили к ней и рисовали пальчиками ягодки на кустиках.

Пальчиковая живопись предполагает интенсивную стимуляцию нервных окончаний на пальцах. Это особенно актуально для малышей, которые плохо разговаривают.