Тенденции Повседневность Уличный стиль

Конспект занятия по безопасности в старшей группе: Безопасность на природе. Беседа с детьми «Правила поведения в природе Безопасное поведение на льду

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Цель: разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« От того как прошло детство, кто вел

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш ».

В.А.Сухомлинский

Педагогический проект

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

I.Тип проекта:

1.По доминирующей деятельности: познавательный.

2.По времени: продолжительный.

3.По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.

4.Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги, родители.

II. Актуальность.

Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью, а за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения в природе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.

Поэтому, тема проекта: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

III. Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

IV. Задачи

Проектной деятельности:

  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдения элементарных основ безопасного поведения в природе.
  • Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
  • Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.

В работе с детьми:

Цель : формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.

Принципы реализации задач:

Системность и последовательность,

Доступность,

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

Психологическая комфортность.

  1. Предполагаемый результат

Организационный

  • Разработка системы работы с детьми стар шего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
  • Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию НОД (занятий) и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
  • Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
  • Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.

Эффективность для детей:

  • Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
  • Формирование грамотного поведения в природе.
  • Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
  • Предполагаемым результатом является диагностика, в ходе которой определяется рост уровня развития, элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Эффективность для родителей:

  • Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны родителей.
  • Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасного поведения детей в природе.

Эффективность для воспитателя:

  • Повышение профессионального мастерства.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация и моральное удовлетворение.
  1. Методы проекта
  • Формирование элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Организация практического опыта поведения.
  • Стимулирование.
  • Мониторинг.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» г. Саранска, под руководством старшего воспитателя Мироновой Татьяны Михайловны совместно с воспитателем Карпуниной Надеждой Ивановной:

  • С детьми старшего дошкольного возраста – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям (материал по каждому блоку включается в модуль тематическо-перспективного планирования ДОУ на месяц).
  • С родителями – в совместной деятельности.

IX. Этапы управления проектом

Подготовительный этап.

Цель: Разработать систему по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе .

Задачи:

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Определение задач в работе с детьми.
  3. Подбор диагностического материала. Мониторинг.
  4. Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
  5. Составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей.
  6. Подбор методов и приемов по реализации содержания.

Основной этап.

Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).

  1. Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
  2. Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
  3. Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
  4. Провести мониторинг с целью выявления положительного опыта и путей решения проблемных вопросов.
  5. Внести коррективы по мере необходимости.

Итогово-диагностический этап .

Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.

Задачи:

  1. Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
  2. Систематизировать данные мониторинга по реализации проекта.
  3. Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

X. Описание работы по проекту

1.Диагностические методики

  • Диагностика «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой», автор составитель Ю.А. Афонькина.
  • «ОБЖ для дошкольников», автор Гарнышева Т.П.

Диагностический метод

Основная направленность

Исходные данные

Беседы: как избежать неприятности на улице, в лесу и др.

Тренинги: «Я потерялся…», «Незнакомое растение», «В лесу » и др.

Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если увидишь мухомор?» и др.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Конкурсы детского рассказа.

Занятия.

Интегрированные занятия.

КВН.

Проекты.

Выявление знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Организация и

Дидактические игры

«Вредно - полезно»,

«Разрешается - запрещается»

Выявление уровня знаний, умений, навыков.

Организация и

Анализ педагогического процесса.

2.Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

Методические пособия

«Предметно-пространственная развивающая среда»

Н.В.Нищева

«Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева,

А.Е.Чистякова.

Педагогические технологии

Эксперементирование

Моделирование

Проектирование

Планирование

Тематическое

Перспективное

Конспекты занятий

  1. Развивающая среда

Цель: создание условий для познания ребенком элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в группе рассматривается не только" как условие, но и главным образом - как метод воспитания - ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми.

В группе оформлен «Центр безопасного поведения в природе» , где имеются:

Плакаты по ОБЖ в природе;

Памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др.;

Художественную литературу: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г.Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.

Дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др.;

Настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.;

Фотоальбомы,

Совместные проекты детей и родителей на заданные темы;

Этапы работы с детьми:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть практическими действиями.

Формы организации детей:

Специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;

Самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Наиболее эффективная форма организации, метод и прием - игра

Составляющие содержания – Темы разделов:

  • Формирование навыков экологически безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Ядовитые растения.
  • Игры-тренинги на развитие навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.
  • Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период.
  • Ядовитые грибы.
  • Путешествие в лесу.
  • Меры безопасности на воде летом.
  • Укусы насекомых и змей.
  • Солнечный удар и ожог.

Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.

6. Взаимодействие с семьей

Цель : Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Задачи:

Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасного поведения дошкольников в природе и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.

Сотрудничество с семьей:

Направление

Цели

Формы общения

Информационно-аналитические

Познавательное

Наглядно-информационное

Досуговое

Выявление интересов,

Потребностей,

запросов родителей,

Уровня их

педагогической грамотности.

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Проведение опросов, анкетирование.

Родительские собрания, семинары-практикумы.

Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки,

разработка памяток.

Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

XI. Описание мониторинга

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе ».

Цель : Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Критерии:

Овладение знаниями о правилах безопасного поведения в природе, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Уровни развития заданных критериев:

В (высокий) – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

С (средний) – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.

Н (низкий) – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.

Обследование детей по данной теме проводилось на основе методик представленных выше в таблице – диагностические методики.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития

2014-2015

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:

  • Высокий – 35%
  • Низкий. – 20

XII. Конечный результат.

В детском саду создана и внедрена система работы



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Экологический проект
«Безопасность в природе»

Яковлева Диана Сергеевна

г.Остров 2015
«Дети и природа»

Актуальность:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».
Цель проекта:
Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
Задачи проекта:
- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) ; -Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе; - Развивать познавательный интерес к миру природы; - Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе; - Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; - Воспитывать экологическую культуру, - Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой; - Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Тип проекта:
познавательно – исследовательский
По количеству участников:
групповой
По продолжительности:
среднесрочный
Участники проекта:
педагоги, дети младшей группы и родители.

Срок реализации проекта:
октябрь-ноябрь 2015
Ожидаемые результаты:
- дети умеют правильно вести себя в природе; - проявляют бережное отношение к природе; - имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе; - развивающая среда группы пополнится необходимым материалом.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования методов организации насыщенной для детской деятельности, которая дает возможность расширять образное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности. Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания детьми на практике.
Этапы реализации проекта:
I.Организационный 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической литературы по теме. 3. Подбор художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 5. Составление плана-схемы проекта
6. Включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности. II. Основной (практический) Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) . III. Заключительный 1. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» 2. Презентация результатов проекта на педагогическом совете; 3. Подведение итогов.
Основные направления реализации проекта по образовательным

областям в соответствии с ФГОС.
Коммуникативно-личностное развитие 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »; 2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»; 3. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 4. Беседа: «Правила поведения в лесу с дикими животными»; 5. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»; 6. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». Познавательное развитие 1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края»; 2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М. 3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках; 4. Целевая экскурсия по территории детского сада; 3. Создание альбома: «Жалобная книга природы»; Речевое развитие
1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского; 2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу». 3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях. 4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин; 5. Чтение пословиц и поговорок о лесе. Художественно-эстетическое развитие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы». 3. Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер. Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки». 2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы».
Взаимодействие с родителями:
1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу» 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе» 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» Педагогическая диагностика
(Безопасность в природе) –

младшая группа

Аналитическая справка. Диагностическое обследование детей происходило на основе программы Авдеевой Н.Н «Безопасность» в форме беседы, наблюдений, создания игровой и проблемной ситуации. На начало проекта дети показали следующие результаты:
низкий – 12%

средний –76 %

высокий – 12%
На конец проекта
низкий - 8%

средний –64%

высокий –28%

Вывод
: После проведённой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения в природе, дети младшей группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать правила поведения в лесу, в общении с животными, правильно отвечали на вопросы, но и стали активно применять в практической деятельности, рассказывая родителям.
Использованная литература:
1. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с. 2. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с. 3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004. 4. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994. 5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.
Приложение 1
Сбор веток и мусора на территории

группового участка.

Приложение 2

Беседа на тему: «Как дикие

звери готовятся к зиме,

безопасность в лесу»

Приложение 3
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей на природе ».
Приложение 4 Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках;
Приложение 5 Хвост чешуйчатый ползет, Смертоносный яд везет И шипит нам строго: «Укушу! Не трогай!» (змея) Шапки красные в горошек У грибочков нехороших. Говорят они: «Уйдите! Нас в корзинку не кладите!» (мухомор) Очень нравится Игнату Вид сластены полосатой, Но жужжит она: «Не тронь! Жжется жало, как огонь!» (оса) Он живет в большущей куче, Ты его не трогай лучше, Хоть и маленький на вид, За обиды больно мстит. (муравей) У сердитого цветочка Очень жгучие листочки. Если прикасаются, Сразу же кусаются. (крапива) Яма, а на дне вода, Не заглядывай туда. Если близко подойдешь, Бух! и в воду упадешь. (колодец) Если солнечно и жарко Не забудь надеть панамку, А иначе солнце – Хлоп! – И засветит прямо в лоб. (солнечный удар) Много выросло на грядке Овощей и ягод сладких, Ваня, не помыв, их съел, И животик… (заболел) На небе она сверкает, Громом нас предупреждает: «Прятаться в грозу, друзья, Под деревьями нельзя!» (молния) Не ходи по лесу летом Необутым и раздетым, Больше на тебе вещей, Меньше кровопийц – … (клещей) Если хочется купаться, В речке плавать и плескаться, То не захлебнуться вдруг Надувной поможет… (круг) Зреют ягоды в лесах На траве и на кустах, Только их не рви ты – Много… (ядовитых) Встретив дикую зверушку, Не считай ее игрушкой, Ведь она не струсит И тебя… (укусит) Через ранку в коже сразу Лезет в организм зараза. Чтоб не лезла, у Аленки Все царапины в… (зеленке) Отгадывание загадок
Приложение 6
Пословицы и поговорки о природе
- Красна ягода, да на вкус горька - Мелкая река, да крутые берега - Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века. - Возле леса жить – голодному не быть. - Что в лесу родится – дома пригодится. - С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь. - Каково в лесу кликнется, таково и аукнется. - В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам. - Поле глазасто, а лес ушаст. - Грибов ищут – по лесу рыщут. - Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство. - Лес и вода – родные брат и сестра. - В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо. - Летом каждый кустик ночевать пустит. - Сколько волка ни корми, он всё в лес глядит. - Волков бояться – в лес не ходить. Приложение 7
Памятка для детей и взрослых по безопасности в природных условиях
Скорая помощь в лесу 1. Обязательно рассказывайте о том, что случилось: если ужалила пчела, упал и сильно ушиб руку, ногу. 2. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому. 3. Закружилась голова на солнце – сядь в тень и позови взрослых. 4. Если замёрз, согрейся в движении. 5. Промочил ноги – переоденься, не ходи в мокрых носках, обуви. 6. Мытьё рук, даже в лесу, снимает риск заражения разными заболеваниями. 7. Соблюдайте технику безопасности при передвижении. Какие дары леса знаешь, те в корзину собираешь 1. Собирай только знакомые грибы и ягоды. 2. Ни в коем случае не пробуй неизвестные ягоды. 3. Обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых. 4. Нельзя собирать грибы и ягоды на обочинах дорог или возле промышленных предприятий. 5. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовитой.
Приложение 8 Дидактические игры
УТОЧКА»
Уточка, уточка, По реке плывет. Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево) Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)
«БЕЛОЧКА»
Сидит белочка в тележке, Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы) Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
«ЩЕНОК»
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок) Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец) Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону) Хозяев поджидал.
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью) А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью) Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик) Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу) Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы) Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
«ЧЕРВЯЧКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе) Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь) Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами) Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз) Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз) Глядь - (развести руками) А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
«РЫБКИ»
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. (“Шагать” по столу средним и указательным пальцами обеих рук.) Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной). Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны.) Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку.) Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

Ирина Пищальникова




Тема: «Азбука безопасности в природе»

Задачи

Образовательные:

Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу.

Формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе.

Развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Прививать трудовые природоведческие навыки.

Оборудование и материал:

Макеты: деревья, костёр, дневник «Азбука безопасности в природе»

знаки: «Не сорить в лесу!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу!».

Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг.

«мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков.

Наглядно – демонстрационный материал:

Картинки с изображением растений леса и огорода;

Знаки безопасности.

Методы:

Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический.

Приёмы:

Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.

Словарная работа:

Знаки безопасности, ядовитые, лесные.

Индивидуальная работа:

Закрепить знания о лесе, названия съедобных грибов, названия знаков безопасности.

Предварительная работа:

Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.

Вводная часть: беседа

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес?

(много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).

Зачем люди ходят в лес?

(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?

(чтобы не болеть, быть здоровыми).

Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться (приложение №1).

Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.

Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. А еще мы с собой возьмём вот эту книгу (приложение №2). Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё мы занесём всё то, о чём узнаем во время прогулки. (дети строятся друг за другом и отправляются в лес)

Основная часть:

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора) (приложение № 3). Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята?

(дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор).

А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).

Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.

(дети собирают мусор в пакет для мусора).

Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем – нибудь помочь?

(дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец).

Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать?

(нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).

А чтобы в лесу никто больше не сорил, какой знак мы поставим?

(дети выбирают знак «Не сорить в лесу!») (приложение № 4а). (воспитатель ставит на полянке знак). Пусть он здесь стоит, чтобы все видели этот знак. А ещё ребята в лесу нельзя шуметь. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу!») (приложение № 4б).

А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь.

(проводится физминутка «Вместе по лесу идём») (приложение № 5).

Во время физминутки звучит спокойная мелодия

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. (ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание)

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. (руки в стороны)

Расстилается ковёр и направо, и налево. (наклоны вправо-влево)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули. (потягивания)

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки)

Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться?

(можно развести костёр).

Давайте, соберём дрова для нашего костра (приложение № 6а).

(дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр).

Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками)

А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым).

Значит, костёр буду разжигать я:

Он красив и ярко – красен.

Но он жгуч, горяч, опасен!

Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! Сядем все подальше от костра. (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр) (приложение № 6 б, в).

Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).

А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса.

(проводится д/и «Что растёт в лесу, что в огороде?» дети раскладывают в одну корзинку растения леса, в другую – растения огорода) (приложение № 7).

Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да).

Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать?

(нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые).

Почему нельзя собирать несъедобные растения?

(опасны для здоровья).

Заключительная часть:

Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)

Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр).

Чем можно потушить костёр? (песком, водой).

А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой).

(воспитатель «тушит» костёр)

Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим?

(сгорит лес, животные).

Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим?

(дети выбирают знак «Не оставляйте костёр!»)

(воспитатель ставит знак) (приложение № 4в)

Мы всё сделали правильно? (да)

Наш отдых в лесу не навредил природе. И я хочу напомнить вам пословицы:

«Лес – богатство и краса, береги свои леса».

«Враг природы тот, кто леса не бережёт»

А теперь возвращаемся в детский сад.

(дети и воспитатель проходят на место, где начиналось занятие)

Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось. Но у нас осталась ещё чистая книга. Нам нужно её заполнить. Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес)

Что делали в лесу? (собирали мусор, разводили костёр, сидели у костра, разговаривали об опасных предметах, растениях, тушили костёр) (все знаки заносятся в книгу) (приложение № 8). Наша книга заполнена. Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо!

Учреждение детский сад № 14 г.Гулькевичи Актуальность. В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе. Природа оставляет большой след в душе ребёнка и ему интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, и, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в природе». Тип проекта: познавательно – исследовательский По количеству участников: групповой По продолжительности: среднесрочный Участники проекта: педагоги, дети старшей группы и родители. Срок реализации проекта: сентябрь 2013 г. Итоговое мероприятие. Развлечение «Мы знаем как вести себя в природе». Проблема. У детей не сформированы начальные представления о правилах безопасного поведения в лесу, отсутствует экологически - грамотное отношение к природе. Цель проекта. Сформировать первоначальные представления о правилах поведения в природе и навыки безопасного поведения. Задачи. Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе. Познакомить детей с правилами с правилами поведения в опасных ситуациях в лесу. Формировать у детей представления о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, лекарственные и опасные для здоровья растения. Помочь осознать детям и родителям важность бережного отношения к природе и правильного поведения в различных ситуациях на природе. Предполагаемые результаты. Дети будут узнавать съедобные и несъедобные грибы, растения. У них появятся представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе. Будут правильно вести себя в природе – не оставлять мусор, не разжигать костры. Этапы реализации проекта. I. Организационный. 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической и художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры). 5. Составление плана-схемы проекта. 6. Тематические панно, плакаты, изготовление запрещающих знаков. II. Основной (практический). Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий). Основные направления реализации проекта по образовательным областям. Социально - коммуникативное развитие. 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если…». 2. Игровая ситуация «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу». 4. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 5. Просмотр презентации «Правила поведения в лесу». 6. Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе». 7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». 8. Сюжетно - ролевая игра «Прогулка в лес». Познавательное развитие. 1. Рассматривание альбомов «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Берегись насекомых». 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Просмотр презентации «Жалящие насекомые». 4. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке. 5. Целевая экскурсия по территории детского сада. 6. Экспериментирование с природным материалом, исследования. 7. Беседа «Съедобные и несъедобные грибы», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», ««Как вести себя в лесу». 8. «Ядовитые растения». Дать детям понятие о ядовитых растениях (дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться). 9. Экскурсия вокруг детского сада с целью: найти опасные и полезные растения. Речевое развитие. 1.Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского. 2. Общение с растениями. Рассказы о растениях – полезные и ядовитые. 3.Чтение экологических сказок. Экскурсия вокруг детского сада с целью: найти опасные и полезные растения. 4. Чтение рассказов «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин, пословиц и поговорок о лесе. 5. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять», «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов. Художест венно-эст ет ическое развит ие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Рисование, аппликация, лепка конструирование из природного материала по теме проекта. 3..Конкурс рисунков-знаков. Физическое развитие 1. Подвижные игры «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки», «Летает не летает», «Эхо», «Переправа на плотах». 2. Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Явления природы». Заключительный этап. Развлечение «Мы знаем как вести себя в природе». Презентация проекта на педагогическом совете. Подведение итогов. Педагогическое просвещение родителей. 1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу». 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу». 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе». 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа». Памятки для родителей «ОСТОРОЖНО, ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ!!!» Уважаемые взрослые! Напомните детям основные правила безопасности. Позаботьтесь о том, чтобы на участке (даче, огороде) не было ядовитых растений. Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более их кушать. Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей. Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими. Невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Ведь именно Ваше внимание, любовь и забота – самая надежная защита! Помните! Ребенок берёт пример с Вас! Пусть Ваш пример соблюдения правил безопасности научит и его. Лето – прекрасная, долгожданная пора. Время отдыха и походов. Летом мы выбираемся в лес, на природу, на пляжи. Но мы совсем не задумываемся об опасностях подстерегающих нас в природе. Одной из таких опасностей являются ядовитые растения. Какие могут быть опасности от наших луговых и лесных трав, спросите Вы. Коварство ядовитых растений в том, что часто эти красивые и внешне совершенно безобидные растения способны убивать. в нашей стране произрастает около 400 видов ядовитых растений. Они опасны для нашего здоровья, а зачастую и жизни. Именно о ядовитых растениях способных убить человека и пойдет речь. Отличать ядовитые растения от других должен уметь каждый и не только уметь сам, но и научить этому своих детей. Ведь дети с их пытливым умом и любознательностью пробуют все интересное на ощупь и на зуб. Куда уж им, маленьким, знать, что красивый цветок может вызвать сильнейший ожог, а аппетитные ягоды могут быть смертельно ядовитыми. Но мало просто узнавать ядовитые растения, необходимо иметь четкие представления о том, как оказывать первую помощь при отравлении или поражении тем и или иным опасным растением. В данном буклете представлены шесть опасных растений, ожоги и отравление которыми могут стать смертельными. Чтобы сделать пребывание на природе безопасным, поищите эти растения, внимательно рассмотрите их и покажите своим детям и близким, чтобы они знали эти ядовитые растения и остерегались Итоги проекта. Дети узнают съедобные и несъедобные грибы, отличают лекарственные растения от ядовитых. У них появились первичные представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе. Созданы презентации: «Осторожно: ядовитые растения», «Лекарственные растения Краснодарского края», «Правила пожарной безопасности в лесу» дополнена развивающая среда плакатами, знаками, настольными играми, атрибутами к творческим играм, сюжетными картинками, отображающие различные ситуации. Стихи для детей о безопасности на природе с иллюстрациями. Использованная литература. 1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с. 2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010. 3. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011. 4. http://www1september.ru/, http://dohcolonoc.ru/


Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .

Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:


  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

  2. Охрана природы

  3. Съедобные и несъедобные грибы

  4. Лекарственные и ядовитые растения

  5. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:


  • беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

  • различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

  • тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;

  • разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:


  • специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

  • совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Блок «Азбука безопасности в природе»


«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»



Тема

Цели

Работа с родителями

1.

10.


Человек – часть природы

Земля - наш общий дом

Осторожно - лед!

Осторожно – сосульки!

Стихийное бедствие – землетрясение

Стихийное бедствие – наводнение

^ Возле речки, на реке летом

Правила поведения во время грозы

Что нужно знать о буре и урагане

Осторожно, солнце!


Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

Знакомить детей со стихийным бедствием – землетрясением и его последствиями

Знакомить детей со стихийным бедствием – наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе.


Организация акции «Самый чистый участок детского сада»

Встреча с работниками городского МЧС

Викторина «Общение с природой –прекрасно или опасно?»

Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

«Охрана природы»


1.

Вода- это жизнь!

Будем беречь и охранять природу

Жалобная книга природы


Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека ; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.


Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»

«Лекарственные и ядовитые растения»


1.

4.


Съедобные и несъедобные грибы

Не собирай незнакомые грибы!

Проект «Лекарственные растения Самарской области»

Осторожно, ядовито!


Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека.

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.


Оформление коллажа «В осеннем лесу»

Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»


1.

Кошка и собака – наши соседи

Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

Берегись насекомых!


Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.


Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:


  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004

  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001

  3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1977

  4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991

  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – М., Просвещение, 1985

  6. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. – М., Учпедгиз, 1962

  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986

  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1982

  9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. – Минск, Асар, 1999

  10. Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – С.-П., Союз. 2003

  11. Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970

  12. Смирнова А.Д. Ядовитые растения. –Волго-Вятское книжное изд.,1968

  13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. – изд. Прометей, 2002

  14. Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. – М.,Лазурь, 1995

  15. Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. – М., 1997

  16. Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988

  17. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. – М., Учпедгиз, 1960
20. «Я познаю мир»: Медицинская детская энциклопедия, М., АСТ,1996.