Правовая культура личности. Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание
как условие формирования правовой культуры
и законопослушного поведения человека в обществе
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры,
социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:
изучение основного закона государства – Конституции;
знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
п роведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что не достаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Некоторые мероприятия необходимые в работе с детьми:
Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»
Беседа «Главные ценности нашей жизни»
Беседа «Правила личной безопасности»
в/ч «Твоя уличная компания. Как не попасть в преступную группу»
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных движений»
Беседа «Человек в мире правил»
Беседа «Правила поведения в школе»
в/ч «Я гражданин России»
беседа «Твоя воинская обязанность»
устный журнал «Конвенция о правах ребенка»
Беседа «Права детей – заслуга государства»
Деловая игра «Главные вопросы»
Беседа «Подростку о трудовом праве»
Беседа «Преступления и правонарушения»
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним»
Беседа «Об ответственности подростка за преступление»
Беседа «Алкоголь и правопорядок»
Конкурс сочинений «Умей сказать НЕТ».
Тематика лекций для родителей:
Задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.
Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи нам хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд.
В стенах школы большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.
Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.
4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.
5. Правовая культура: понятие, структура, функции.
6. Правовое воспитание: понятие, система.
1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды
Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.
Черты правосознания:
1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.
2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.
4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.
Структура правосознания:
Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).
Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.
Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).
Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.
Функции правосознания:
1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).
2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).
3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).
Виды правосознания:
1. По субъекту (носителю):
Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);
Групповое (его носителями являются социальные группы);
Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).
Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);
Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);
Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).
2. Правовая культура: понятие, структура, функции
С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).
Структура правовой культуры:
Правовая культура личности;
Правовая культура общества.
Элементы правовой культуры личности:
1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);
2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);
3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).
Элементы правовой культуры общества:
1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;
2.) уровень развития права;
3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).
Функции правовой культуры:
1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);
2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);
3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);
4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);
5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);
6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).
3. Правовое воспитание: понятие, система
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.
Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.
Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.
Элементы системы правового воспитания:
1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);
2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);
4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).
Тема 20.
Похожая информация.
Каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.
Эти параметры демонстрируют:
1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:
- соблюдается в обществе принцип гуманизма;
- информируется общественность о процессе законотворчества;
- обеспечивается соблюдение прав и свобод личности ;
- осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;
- знают граждане основные права и Конституцию ;
- правомерно поведение личности;
- позитивно отношение к представителям власти и суду;
2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов ;
Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов , во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы .
Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства .
Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.
Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права , правовых отношений , законности и правопорядка , правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.
Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям , учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата .
Основные направления правового воспитания:
- формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье ;
- обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
- самовоспитание;
- предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).
Способы правового воспитания:
- убеждение;
- предупреждение;
- поощрение;
- принуждение;
В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.
Лекция по
Теории Государства и Права
Радаев Стас
План:
1. Понятия, структура и виды правовой культуры.
2. Понятие правового воспитания личности.
3. Механизм правового воспитания.
4. Роль правового воспитания в становлении правового государства и гражданского общества.
Правовая культура.
Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.
В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культура. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например: Соколов определяет культуру как совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности. Другой ученый Артамонов под культурой понимает совокупность форм в которых находит отражение общественно-историческая практика. Все имеющиеся научно литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологические, социологический, философский.
При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а так же творческих сил и способностей человека.
Правовая культура – это разновидность общественный культуры. Выделяют другие виды культуры: политическую… Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данный подход не верно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах Сальникова В.П. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающею определенный уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.
Структура правовой культуры .
В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: Семитко А.П. полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества как правовые тексты; правовая деятельность; правосознание; носители правовой культуры. По мнению Каменской В.И. и Ратинова А.Р. в состав правовой культуры входят: 1) право как система норм 2) правоотношения 3) Правовые учреждения как система государственных органов 4) правосознание 5) правовое поведение. Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений взятых в определенном уровневом состоянии.
Виды правовой культуры общества.
Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права. Ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:
1) Это состояние правосознания граждан и должностных лиц государства.
2) Уровень совершенства действующего законодательства.
3) Уровень законности и правопорядка.
4) Уровень развития юридической техники.
5) Уровень культуры правотворческих и правоприменительных органов.
Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующим показателями: индивидуальная правовая культура предполагает правовую образованность человека, знание действующего законодательства. Наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; это осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.
В зависимости от уровня выделяют следующие виды индивидуальных правовых культур:
Обыденный
- профессиональный
Доктринальный
Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений, результатом этого вида правовых культур является не глубокие обращения правовых культур. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридической практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлении, использовалась людьми в их повседневной жизни. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.
Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.
Понятия правового воспитания.
Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности.
Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.
Правовое воспитание выполняет 2 основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности специфика правового воспитания состоит в следующем: 1) его исходной базой выступает система правовых норм. 2)До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания.3) Оно основывается на возможности государственного принуждения.4) Это воздействие осуществляется на всех субъектах права.5) Оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов.6) правовое воспитание осуществляется лицами имеющими юридическое образование.
Правовое воспитание – это сложная система; в системе правового воспитания выделяют специфические элементы и субъекты, это те кто осуществляют правовоспитательное воздействие, к ним относятся государственные общественные организации.
Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.
Эти параметры демонстрируют:
1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:
соблюдается в обществе принцип гуманизма;
информируется общественность о процессе законотворчества;
обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;
осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;
знают граждане основные права и Конституцию;
правомерно поведение личности;
позитивно отношение к представителям власти и суду;
2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;
3) степень развития правовой системы в государстве в целом.
Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.
Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.
Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.
Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.
Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.
Основные направления правового воспитания:
формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;
обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
самовоспитание;
предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).
Способы правового воспитания:
убеждение;
предупреждение;
поощрение;
принуждение;
наказание.
В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.
117. Правосознание: понятие, содержание и функции.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).
Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:
Правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
Правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
Поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).
Функции правосознания:
1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.
3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.
Правосознание является элементом правовой культуры.
Основные черты правосознания:
Является одной из форм общественного сознания;
Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
В отдельные периоды развития общества является формой права;
Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.
Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.
Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.