Тенденции Повседневность Уличный стиль

Здоровьесберегающие технологии 2 группа раннего возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Карина Иванова
Здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста .

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка .

Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений :

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке , формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности).

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы : Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Для этого следует использовать следующие методические приёмы :

1. Показ и объяснение;

2. Упражнения и контроль;

3. Пример взрослых;

4. Игровые приёмы;

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте , помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка .

2. Физическое развитие и оздоровление детей : включает закаливание, гимнастика, организация двигательного режима (подвижные игры) .

Закаливание - в физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни .

Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня.

Четкое соблюдение режимных моментов;

Четкая организация теплового и воздушного режима;

Рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;

Соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;

Сон в проветренном помещении;

Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей .

См. таблицу :

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом

(+19 : +20)

Зима 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Весна 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19 : +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека

Общеукрепляющая гимнастика - это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика- развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковая игра.

Гречку мыли, гречку мыли. (Сжимаем и мнем воображаемую гречку) .

Мышку по воду послали,

По мосту - мосточку,

Желтому песочку. (Шевелим мизинчиком вверх-вниз) .

Проплутала долго-

Испугалась волка. (Шагаем по столу пальчиками) .

Заблудилась, слезы градом, (Трем глазки, как будто плачем) .

А колодец – вот он, рядом. (Вытягиваем руки вперед, показывая колодец) .

Артикуляционная гимнастика- это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Упражнение «Заборчик» .

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка» .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох) . При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Упражнение «Бабочка летает» .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Упражнение «Плывет, плывет кораблик» .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке) - цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры - подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи :

1. Повышается активность и общая работоспособность детей;

2. У детей формируются двигательные умения и навыки;

3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Лечебно-профилактическая работа.

Игра «Ты, собачка не лай» .

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются : за дверью (если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и видят : перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад» , - предполагает воспитатель. Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя - Жучка и решают, что она будет жить в группе. Предложите малышам поиграть с Жучкой, принесите обруч - это будет ее дом. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку :

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Зубки - острые,

Шерстка - пестрая!

Собачка вдруг «залаяла» . Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят :

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты - догоняй! Малыши бегут от собачки, она их «догоняет» , а прячутся они в «домик» (встают за скамейку) .

Игра «Мышки» .

Вышли мышки как- то раз (шагают)

Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

3. Работа с родителями. Является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы : " Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста ", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста " и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.) , по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы. Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий , который проводятся в раннем детстве , позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка .

Татьяна Викторовна Чурсина
Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА .

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25»

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, [email protected]

Ключевые слова : здоровьесберегающая среда , Нормализация двигательной активности.

Аннотация. В статье представлено содержание работы по внедрению технологий здравоохранения в мою работу, что помогает предотвратить состояния усталости, бездействия и других неадекватных состояний, детей раннего возраста , что важно для маленьких детей, которые испытывают усталость, истощение нервной системы, гиперактивность или летаргию, нарушения эмоционально-волевой сферы. Здоровьесберегающие технологии в моей работе используется в различных видах непосредственно образовательной деятельности, включают динамическую паузу, физические минуты, гимнастику, дыхательные, глазные, психогимнастики.

В ДОУ все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими забоолеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. В результате двигательная активность на низком уровне. Я обратила внимание на постоянную капризность на повышенную детскую утомляемость, часто болеют простудными заболеваниями. В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения и оздоровления детского организма .

Цель моей работы возможности создания здоровьесберегающей среды , процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста .

Исходя из этого, организуя работу ставлю перед собой оздоровительные задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям) ;

Формирование речи;

Обеспечивание полноценного физического, в том числе двигательного развития;

Организовывание предметной деятельности;

Успешная социализация детей.

В первую очередь, создаю условия для реализации охранительного режима в образовательном учреждении. При организации развивающей работы всегда :

Учитываю возрастные и анатомо-физиологические особенности дошкольников, соблюдаю продолжительность фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

Осуществляю смену разных видов деятельности и рациональное их использование на занятии ;

Слежу за соответствием роста ребёнка высоте стола и стула;

Формирую подгруппы детей на основе не только уровня речевого развития, но и состояния здоровья в соответствии с медицинскими показаниями;

Создаю условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, включая в занятия физкультминутки, подвижные игры и упражнения, согласно теме занятия;

Мягко корректирую осанку каждого ребёнка, который в этом нуждается;

С целью профилактики заболеваемости и для выработки навыков правильного общего и речевого дыхания провожу с дошкольниками - дыхательную гимнастику, упражнения по постановке дыхания.

В работе учитываю требования к наглядным пособиям и дидактическим материалам : удобство для зрительного обследования, учёт величины и цвета;

Для снятия зрительной нагрузки, напряжения, улучшения оптической координации обоих глаз, профилактики близорукости выполняю с детьми упражнения для глаз.

Правильная организация и частая смена деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление воспитанников : строю занятия с учетом работоспособности детей, использую средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой. Применяю активные формы обучения : ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей воспитанника .

Система оздоровительной работы в группе предполагает использование на каждом занятии традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов , методов, индивидуальную работу по отдельным движениям - бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми , в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия : витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.

На занятиях использую традиционные методы : артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы.

Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка . Утренняя гимнастика «будит» весь организм, усиливая процессы : дыхания, кровообращения, обмена веществ.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения : бег, ходьба, подпрыгивание. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве (построение в круг) . Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.

Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованием корригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту .

Дыхательная гимнастика позволяет активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы укрепляет дыхательную мускулатуру и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Дыхательная гимнастика с раннего возраста помогает научить малыша правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета.

Зрительная гимнастика позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. Профилактика миопии .

Упражнения с пальчиками развивают мелкую моторику, координацию речи и движений. Остановлюсь подробнее на использовании в работе нетрадиционных методов оздоровления .

Элементы самомассажа лица и пальцев. Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья .

В соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы МДОУ, создаю психологически комфортные условия, как для организации непосредственно образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов.

Для того чтобы занятие несло здоровьесберегающую направленность в организационный момент включаю релаксационные упражнения, в ходе занятий предусматриваю мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; динамические паузы и физминутки способствуют не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом, предусматриваю задания на коррекцию психофизических функций. Взаимодействие с детьми выстраиваю на субъектном отношении к ребёнку, индивидуальном подходе и учёте зоны ближайшего развития.

В здоровьесберегающих технологиях использую группы приемов :

защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие; информационно-обучающие. В непосредственно образовательной деятельности активно применяю :

1) Элементы песочной терапии. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, но взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду : мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей, напряжение и страх исчезают .

2) В настоящее время широко использую психокорректирующий метод сказкотерапия, не имеющий возрастных ограничений . Элементы сказкотерапии у маленьких детей, способствуют развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению. Через драматизацию сказки развиваю способности эмоционально откликаться на переживания людей. Введение сказочного героя способствует развитию положительных черт характера. Элементы сказкотерапии : облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок ; введение в занятие сказочного героя .

3) Элементы хромотерапии. Включение в практику методики выбора цвета позволяет мне быстро выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр .

4) Элементы музыкотерапии. Целью использования музыкотерапии на своих занятиях считаю снятие напряжения, тревожности; стимуляцию двигательных функций; развитие и коррекцию сенсорных процессов, растормаживание речевой функции. Развиваю у детей чувство ритма, темпа, мыслительные способности и фантазии; вербальные и невербальные коммуникативные навыки, общую, тонкую и артикуляционную моторику посредством музыкально-ритмических упражнений. Часто использую функциональную музыку на минутках релаксации, музыку в сочетании с движением, детские песни и классическую музыку.

5) Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. С помощью физминуток, воздействую на снижение утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха, координации движений, развитие речи детей. Широко использую игровые образы и воображаемые ситуации на занятиях .

6) Релаксационные упражнения включаю в организационный момент и на заключительном этапе развивающей деятельности (индивидуальные, фронтальные занятия) . Направлены на расслабление после перенапряжения, перевозбуждения и чтобы успокоиться после активных игр.

Целенаправленно формирую у детей мотивацию к здоровому образу жизни , культуру здоровья . Осуществляю формирование осознанного отношения к своему здоровью , умение заботится о своём здоровье , обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации : дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры, провожу с детьми беседы о здоровом образе жизни , о влиянии гигиены на состояние кожи, зубов. Широко использую загадки и стихотворения о здоровье и спорте .

В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов на занятиях и при проведении режимных моментов повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; наблюдается снижение уровня заболеваемости детей и повышение процента посещаемости.

Список литературы

1. Алямовская, В. А. Физкультура в детском саду : теория и методика организации физкультурных мероприятий/ В. А. Алямовская. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья . 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Липская Любовь Ивановна
Должность: воспитатель I кв кат
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 3 "Росинка"
Населённый пункт: г Салехард Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Здоровье сберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста"
Дата публикации: 25.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Росинка»

Здоровьесберегающие технологии при работе

с детьми раннего возраста

(из опыта работы)

Воспитатель: Липская Любовь Ивановна

I квал.кат.

г. Салехард 2017г

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста

(из опыта работы)

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В

современном обществе отмечается повышение требований к физическому,

психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих

более успешное их развитие - предоставление государством возможности

воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного

воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся

экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой

государственности,

возрождения

современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития

возраста

условиях

общественного

воспитания

является центральной.

Реализуемые

программы

технологии

помогают

наиболее

полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также

построение

воспитательно-образовательного

процесса

сотрудничества,

уважения

личности

обеспечивает

уровень компетентности детей в различных сферах.

учебного

составив

здоровья,

заполнив

проанализировав

адаптации,

диагностику

исходного

уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод

наблюдений,

дидактические

подобранные

соответственно

возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей

доставили

здоровьесберегающую

обеспечить

воспитаннику

возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми

здоровьесберегающих

технологий,

создании

благоприятных

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

формирования

культуры

личности,

лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и

всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим

в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что

позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их

творческий

потенциал.

Педагогический

полностью

необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной

конспекты

дидактические

обеспечения

индивидуально-дифференцированного

организуем,

педагогический

диагностики

достижений

детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком,

зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все

условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя

уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих

конструированию

вариантов

здорового

повышению

сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.

создание условий для обеспечения психологической безопасности личности

ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений

и навыков в различных видах деятельности.

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в

способствует

физическому

развитию

формирует

непосредственно

закрепляются

занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках

опорно-двигательный

движения,

формирующие

правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими

навыками,

приобретаемыми

возраста

являются

(циклическое

движение,

отталкивание

чередуется

полетом);

основного

движения

являющейся

циклическим);

бросание,

прогулок

ползание

(выполняемые

ежедневно

воспитанниками);

развитие

ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой

сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение

функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим

ежедневным

занятием

возраста

являются

подвижные

Предусмотренные

планированием

проводятся

утренних

вечерних

прогулках

соответствии

временем

Разработанные С.Н. Теплюк "Игры на прогулке с малышами" способствуют

не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию

здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором,

способствующим

укреплению

здоровья

закаливанием

понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким

температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную

охлаждение

организма

дыхательных

воспаление

ревматизм

закаливания

выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем

в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма

приспосабливаться

определенным

условиям

вырабатывается

многократным

повторением

воздействия

фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В

процессе

закаливания

организме

происходят

изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания

и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее

реагировать

изменения

окружающей

физиологические

процессы

расширение

сокращение

кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме

окрепшие

влиянием

закаливания

слизистые

оболочки

становятся

чувствительными

проницаемыми

болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже

проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок

становится

восприимчивым

изменениям

температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным

болезням.

Закаленные

обладают

здоровьем,

аппетитом,

спокойны,

уравновешенны,

отличаются

бодростью,

жизнерадостностью,

высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться

лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

проводятся

закаливающие

процедуры,

предусмотренные

планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года,

в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек

здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного

отдыха малышей.

Планированием

предусмотрены

закаливающие

мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного

года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени

проводится.

приведенной

серьезное

отношение

коллектива

здоровьесбережению

Закаливающие

мероприятия

1. Закаливание воздухом

согласно режиму дня

помещении (+19: +20)

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

физических упражнений

2. Закаливание водой

смоченными полотенцами

Ходьба по ребристым дорожкам

1. Закаливание воздухом

Соблюдение времени пребывания на прогулке,

согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в

помещении (+19: +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением

физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным

смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами

Происходит после воздушных и водных процедур в

середине прогулки. Время постепенно увеличивается,

зависит от возраста детей

Происходит

воздушных

процедур

середине

прогулки.

Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

внимание,

проведению

закаливающих

процедур,

способствующих

укреплению

здоровья

снижению

заболеваемости.

учебного

начинаем

постепенное

обучение

элементам

умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком,

воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также

ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Играем с

детьми в игры, которые лечат. Для часто болеющих детей хорошо помогает

дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организуем двигательный режим

(согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в

формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими

явлениями

временем

плоскостопие

является

причиной

искривления

позвоночника

серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы

стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические

возможности

ограничены,

движений

суставах

минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль.

Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на

боли в ногах и бедрах.

возраста

закаливания

профилактики

плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение.

В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются

технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так

как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья

детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных

задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого:

сформировать

самосохранения,

воспитать

привычку

думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели

мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания;

формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем

представление и функциях тела; учим детей обращаться с опасными для

здоровья

демонстрируем

значимость

правильного

отношения

здоровью и т.д.

проводятся

упражнения,

способствующие:

формированию

осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию

опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает наша практика, все

выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в

дальнейшем будем их использовать, о чем свидетельствуют результаты.

Важнейшим

фактором,

способствует

развитию,

сбережению

укреплению

здоровья

младшего

возраста

являются

ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима

туалетном

помещении,

спокойный,

доброжелательный

воспитателя,

обязательные

ежедневные

прогулки

утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур

(ниже 16oС). За всем этим строго следят воспитатели.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего

педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С

поступления

ребенка в детский сад мы должны строить совместную

безболезненно

адаптироваться

влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Ваш ребенок идет в

детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста",

"Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем

необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам

адаптации

условиям

интересующие

родителей

Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план

совместной

родителями,

обсуждаются

рассматриваются

различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся

привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители

посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни

значение

анкетированию

родителей,

родителей

помогают

выяснить

увлечение

взрослых

проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о

нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Проанализировав

результаты

повторного

тестирования

убеждаемся, что уровень знаний детей повышается, а уровень проблем и

затруднений

напротив

снижается.

результатов

повторного

тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно

продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.

коллектив

работает

сотрудничестве

родителями

воспитанников.

приводит

положительным

результатам по опыту прошлых лет.

Список литературы:

Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических

работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.

Пензулаева

Оздоровительная

гимнастика

дошкольного

возраста(3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

Двигательная

активность

Мозаика – Синтез, 2002.

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в

ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка.

Управление ДОУ. 2005. N 5.

Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.,

Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового

населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.

Ч е б от а р е в а

Те о р е т и ч е с к и й

с е м и н а р

" И с п о л ь з о в а н и е

здоровьесберегающих

технологий

педагога".

Фестиваль

педагогических идей «Открытый урок».

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

В о л о ш и н а

О р г а н и з а ц и я

з д о р о в ь е

с б е р е г а ю щ е г о

пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Терновская

Теплякова

Создание

здоровье

сберегающей

образовательной

дошкольном

образовательном

учреждении//

Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.

С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-

М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Я хочу сегодня поделится своим опытом работы, тема которого «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Почему я выбрала именно это направление?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным ,

сделайте его крепким и здоровым : пусть работает ,

действует , бегает , кричит , п усть он находится в постоянном движении…

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.

Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Ранний возраст - это в буквальном смысле - начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача - помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение - все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.

Поставив цель, я определила следующие задачи:

    Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;

    Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;

    Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;

    Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

    Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, узкими специалистами нашего детского сада, социальными институтами и родителями.

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.

    Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

    Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.

    Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.

    Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

    Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.

    Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:

Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

- Арт-терапия - С п омощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

Для эмоционального развития детей использую

- Технологию воздействия цветом . Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

    Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.

    Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки», «Сенсорный цветок», «Сенсорное панно».

К коррекционным технологиям относятся:

    Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.

    Музыкотерапия - помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я Широко использую ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.

    Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки , песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии .

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

Совместно с родителями я создала клуб «Малыши-крепыши», где провожу консультации и беседы: « Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.

Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

    психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;

    имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».

В рамках проектной деятельности провожу с родителями различные конкурсы: «Моя спортивная семья», «Я люблю зарядку», изготовление книжек-малышек, например «Волшебная фея», «Как приучить ребенка чистить зубки» и др.

Результаты моей работы:(диаграмма)

Данные показатели говорят о положительной динамике. Прослеживается достаточно хорошая результативность по усвоению программного материала в области физического воспитания детей. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: « Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предьявляемые ему требования.

Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Поэтому целью нашей работы является охрана и укрепление здоровья детей.

1. Создать условия для своевременного и полноценного психического и физического развития детей.

2. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В своей работе мы используем современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Динамические паузы, которые проводятся нами во время занятий по мере утомляемости детей. Включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

В своей группе, при работе с детьми, мы уделяем большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Поэтому в группе создано здоровьесберегающее пространство.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развития и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся нами как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповые комнате-малоподвижные игры.

Релаксацию. Проводим в любом подходящем помещении. Планируем использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Гимнастика пальчиковая. Проводим с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развития дыхательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Ежедневно проводятся мероприятия на развитие у детей культурно-гигиенических навыков (игры, беседы, наблюдения и т.д.)

В нашей группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе в летний период.

С детьми проводятся физкультурные занятия два раза в неделю в физкультурной зале и один раз в неделю на свежем воздухе. Ежедневно проводятся утренние и вечерние прогулки. Используем с детьми физкультминутки и динамические паузы.

В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала, покой и движение, должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому в группе создан уголок уединения. Для профилактики острых респираторных заболеваний изготавливаем совместно с родителями «Чесночные» киндеры.

С детьми ежедневно проводятся оздоровительные мероприятия, пальчиковая гимнастика, хождение босиком по ребристым дорожкам, гимнастика в постели, водные процедуры после дневного сна. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

По утвержденному графику ежедневно проводятся влажные уборки, проветривания, кварцевание помещения группы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в работе с родителями:

– Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.)

– Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

– Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. – 2004. № 1. С. 114-117.

2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и в воспитании детей. С.Чубарова, Г.Козловская, В.Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171-187.

3. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. – 2005. № 4. С. 61-65.